В начале двадцатого века произведения Матисса и Бодлера произвели настоящую революцию в изобразительном искусстве и литературе. Не миновали перемены и моду. Уникальный многосторонний талант и дар провидца позволили Полю Пуаре совершить революцию в области haute couture. Это явление навсегда вошло в историю моды и его можно сравнить с тем, чем стал кубизм по отношению к классическому искусству.
Поль появился на свет в 1879 году в семье торговца тканями. Еще в юности проявил исключительный интерес к театру, который, несомненно, оказал глубокое влияние на его творчество. Отец отдал сына в мастерскую по изготовлению зонтов, где мальчик собирал остатки шелковых тканей и шил из них платья для кукол своих сестер. Затем, благодаря удачным эскизам моделей, разосланным в разные Дома мод, Пуаре был принят и проработал в течение четырех лет рисовальщиком у Дусе, портного, обслуживавшего богему. Поскольку Дусе давал некоторым сотрудникам право самим придумывать платья для клиенток, Пуаре удостоился чести сделать несколько моделей для самых известных актрис своего времени - Сары Бернар и Режан. После военной службы юный Пуаре получил место у Чарльза Уорта, самого знаменитого кутюрье эпохи, любимца аристократии, но не задержался у него и уже в 1904 году, не без помощи ссуды в размере пятидесяти тысяч франков, полученных от матери, открыл собственный Дом. Примерно в это же время он женился на девушке по имени Дениз, которая стала верной сторонницей его идей, и позволяла испытывать все нововведения на себе. Его жена, родившая ему пятерых детей, и стала первой дамой новой моды.
Модный Дом Пуаре, просуществовавший немногим более двадцати лет, перевернул привычные устои моды, заложив новые принципы ее развития. Имя Пуаре связано не только с решающими переменами в одежде, но также и с другими областями производства. Он был выдающейся личностью, которой удалось обрести славу тем сенсационным способом, которым добиваются ее сегодня. Никому до второй половины двадцатого века не удалось преуспеть так, как ему, в столь широком спектре товаров - одежде, предметах интерьера, аксессуарах и парфюмерии, объединенных одним именем - Поль Пуаре.
Вплоть до первого десятилетия двадцатого века перемены в моде мало касались фасонов, остававшихся неизменными в течение многих сезонов. Разнообразие в моделях достигалось всевозможной отделкой, вышивкой, кружевами и прочими деталями. Но с 1908 года вся система моды начала меняться. Желая достичь разнообразия в коллекциях (к чему стремятся сегодня все крупные Дома), Поль Пуаре выпускал серии одежды, каждая из которых становилась полной противоположностью предыдущей.
В 1908 году дизайнер представил свою поистине революционную коллекцию "Директория". Главным качеством этой коллекции было обращение к естественным линиям тела. До этого дамы использовали жесткие корсеты, придававшие фигуре модный S-образный силуэт. Пуаре предложил платья, ниспадающие прямыми линиями, с завышенной талией, позволившие женщинам отказаться от корсетов. Хотя многие и считают, что Пуаре полностью освободил женщин от корсетов, это не совсем так. Его модели не требовали корсетов старого образца с жесткими формами, деформировавшими грудную клетку. Однако для платьев новых линий все же был разработан мягкий корсет-пояс длиной до середины бедра, позволявший не подчеркивать бедра, а скрывать их под складками юбки. В начале новая мода произвела эффект разорвавшейся бомбы, тем не менее через пару лет она была принята повсеместно.
В 1909 году, благодаря первым гастролям русских балетов, Европа познакомилась с ориентализмом. Подружившись с Дягилевым и Бакстом (творчество последнего оказало на модельера наибольшее влияние), Поль Пуаре стал использовать яркие цвета: розовый, пурпурный, зеленый, тогда как в то время предпочтение традиционно отдавалось оттенкам голубого и сиреневого. Клиентки кутюрье в миг были превращены в наложниц гарема в просторных развевающихся штанах, драпирующихся платках и тюрбанах. Пуаре экспериментировал со всеми экзотическими формами одежды - от японского кимоно до блузки украинской хуторянки. Тогда же Пуаре - первым из дизайнеров - предпринял турне по европейским столицам. С девятью манекенщицами он объездил на двух машинах пол-Европы, демонстрируя свои модели и читая лекции о моде. Подобная рекламная кампания дала неожиданный результат: приехав в С.Ш.А., он обнаружил, что в американских магазинах дамы покупали копии его знаменитых платьев по 15 долларов за штуку. Он вернулся в Париж полный решимости покончить с этим пиратством, став, тем не менее, первым кутюрье, произведения которого широко копировали.
Творчество Поля Пуаре было от начала и до конца парадоксальным. Упразднив жесткие корсеты, он почти одновременно предложил дамские костюмы, доказывающие, что их творец все же являлся аристократом от моды. Эти своего рода версии мужских эдвардианских костюмов состояли из узкого жакета и юбки. Последняя была столь узка, что дама с трудом могла передвигаться. Несомненно, что новый ансамбль предназначался для представительниц обеспеченных кругов. При этом Пуаре был убежден в том, что искусство одеваться зависит не от денег, а от вкуса женщины. Ограниченность в средствах не является для дамы оправданием неряшливого вида. Он считал. что хорошо одетая женщина - это та, которая невзирая на моду одета в то, что ей больше всего подходит.
На десять лет опередив Шанель, он стал первым кутюрье, который создал свои духи, при этом лично контролировал создание запаха, дизайн флакона, упаковки, рекламную кампанию и продажу. Он назвал их "Розин", по имени своей старшей дочери, в то время как Шанель выпустила духи под собственным именем. Он, конечно, вторгся в ревностно охраняемую территорию французских парфюмеров, но его опыт стал привычной практикой для всех современных дизайнеров.
Пуаре стал одним из первых кутюрье, обратившихся к дизайну тканей. С помощью сотрудников ателье и молодого художника Рауля Дюфи, ученика Матисса, он создавал собственные ткани для одежды и мебели, объединяя их в единый ансамбль - это было новым словом в текстиле. Кроме того, будучи поклонником современного искусства, он собрал в своем ателье множество передовых талантливых художников и графиков. Более того, в 1912 году он создал на базе ателье Школу декоративных искусств "Martine", в которой студенты изучали прикладные искусства. Заодно здесь обучались молодые женщины из семей скромного достатка различным швейным искусствам: подгонке одежды по фигуре, изготовлению ковров, тканей ярких расцветок, обоев и аксессуаров для дома. Для того чтобы реализовывать эту продукцию, которая сейчас очень ценится среди коллекционеров, при школе была открыта особая лавка. В то же время группа учеников была привлечена к созданию целых интерьеров для плавучих домов Пуаре, демонстрировавшихся на парижской выставке в 1925 году.
Первая мировая война явилась настоящим ударом для Пуаре. Мода, следуя социальным переменам, стала более практичной. Однако Пуаре, оставаясь верным своему видению одежды, не хотел смириться с тем, что женщины больше не могли воплощать его романтические мечты. И все же, несмотря на то, что Пауре не удалось почувствовать новое время, он продолжал придумывать предметы, впоследствии надолго вошедшие в дамский обиход: пояс с подвязками для чулок, чулки насыщенных цветов, юбку-штаны и современный бюстгальтер. Также первым он представил публике платье-футляр и платье-рубашку. После подписания контракта с рядом крупных предприятий на производство целого ряда собственных товаров по лицензии, он мечтал об издании еженедельной газеты для женщин, которая помогла бы им придумывать собственные оригинальные модели под именем Пуаре. Но ничему этому не суждено было сбыться. Время изменилось. Пуаре не смог подключиться к ритму и особенностям современного бизнеса и в 1926 году был вынужден закрыть свой Дом. Продажа картин Матисса, Дерена, Ван Донгена, Пикассо и Вламинка из собственной коллекции не смогла помочь ему преодолеть финансовую катастрофу. Между 1930 и 1934 годами он опубликовал несколько книг, в том числе кулинарную книгу и собственные мемуары "Мои первые пятьдесят лет". Одинокий и забытый, он посвятил остаток жизни тому, что очень любил - живописи, и умер в доме призрения в 1944 году в крайней бедности. Дань уважения великому модельеру была отдана в 1947 году, когда по инициативе Жана Кокто была организована ретроспектива работ Пуаре, художника, опередившего время.