![]() |
![]() |
Мода конца 1930-х годов. С середины 30-х годов 20 века помимо звезд экрана влияние на формирование нового женского образа в немалой степени оказывает модное в то время художественное направление в искусстве - сюрреализм. Тому влиянию, которое сюрреализм оказал на моду, мир во многом обязан Эльзе Скиапарелли - так считали ее современники. С первых же шагов своего творчества она вдохновляется причудливыми образами художников.
Эльза Скиапарелли
Свою первую студию и магазин в Париже на Рю-де-ля-Пэ (Rue de lа Paix) Эльза Скиапарелли открыла в 1928-м году, а несколько лет спустя - она уже признанный лидер, создатель нового направления в моде. И хотя в это же время продолжают работать такие замечательные художники, как Мадлен Вионне, Коко Шанель, Эдвард Молино, Алис Грэ, Жанна Ланвен, сестры Калло, именно творчество Скиапарелли ярко выражает дух эпохи с ее тревожными предчувствиями войны.
Костюмы Скиапарелли были хорошо и просто скроены. Они отличались выразительными цветовыми акцентами и смелыми преувеличениями по линии плеч. И если Шанель хорошо чувствовала мальчишеский стиль, то Скиапарелли лучше всего понимала стиль зрелой женщины и ввела его в моду. Главной особенностью нового образа была ориентация на возраст, переступивший порог беззаботной молодости, и силуэт, который существенно расширился в плечах, но сохранил тонкую талию и узкие бедра. В середине 1930-х большинство парижских кутюрье уже показывали модели, которые зрительно увеличивали плечи, что привлекало внимание к верхней части женской фигуры. Для этого использовались рукава с широкой головкой, заложенной складочками, рукава реглан с кокеткой, воланы на плечах, широкие реверы, крупные банты на груди, меховые горжетки, шарфы и т.п.. Коллекции Скиапарелли, как утверждали современники, были наиболее эффектными и яркими. В 1933-м пресса писала: "Крайне индивидуальная роскошь ее нарядов стоит в стороне и выделяется, словно маяк, на фоне которого остальные модели выглядят лишенными характера..."
Образы сюрреалистов
Добиваясь предельной выразительности и неординарности своих созданий, Скиапарелли нередко трансформирует в дизайне костюма искания своих друзей- художников.
Ее не смущали и не шокировали странные образы, рожденные причудливой фантазией художников, которые можно было увидеть в журналах тех лет: леди в вечерних платьях, несущие их собственные головы или сидящие с метлами и ведрами на горах хлама, модели, позирующие перед разбитым зеркалом и т.п. Напротив, самые невероятные видения приверженцев сюрреализма пробуждают в Скиапарелли страсть к экставагантности в дизайне костюма. Эпатажное творчество друзей-сюрреалистов, таких известных художников, как Рауль Дюффи, Джорджо де Кирико, Павел Челищев, Сальвадор Дали, отвечает природе дизайнерского таланта Скиапарелли и во многом становится источником ее вдохновения и оригинальных идей, прямо или опосредованно воплотившихся в костюме.
Так образ "божественного безумия" - "Город-комод" Сальвадора Дали - отражается в очертаниях геометрических линий, расположении и характере декора, объединяющих четко выстроенную композицию костюма деловой женщины.
Дружеское, творческое общение с представителями авангардного искусства, собственная расположенность к эксцентрике вдохновляют Скиапп, как ее называли друзья, на создание обычных предметов с неожиданным контекстом и подчас с шокирующим эффектом. Так в коллекции Скиапарелли появляются знаменитая шляпка в виде перевернутого башмака с розовым каблуком, придуманная Дали, как и дамская сумочка в виде телефонного аппарата. Капризной фантазией дизайнера рождена и форма флакона для ее первых духов, повторяющая очертания фигуры известной актрисы и преданной клиентки Скиапарелли - Мей Уэст, и пуговицы в виде рыбок или цирковых гимнастов.
Шокирующая мода
Придуманные модельером и введенные в моду детали, аксессуары и мотивы вышивок так или иначе нарушали традиционные представления о красоте и часто просто шокировали. Черные свитера ручной вязки с контрастным рисунком, изображавшим рентгеновские снимки грудной клетки, шарфы из тканей с "газетным" рисунком, замысловатые кольца, броши, банты. Один из бантов был любимого Скиап так называемого шокирующего розового цвета, введенного ею в моду: богато вышитый гагатами и черными пайетками, напоминающий одновременно и набедренную повязку древних, и давно вышедший из моды турнюр. Шокирующим розовым отделана роскошная накидка к вечернему туалету. Первые духи, выпущенные Скиап в 1938 году, получили название "Шокирующие". "Шокирующая жизнь" - так была названа автобиографическая книга Скиапарелли. Издавна знакомое понятие "шокирующий" передавало новые настроения эпохи, когда шокировать значило быть модным. Скиап первой опробовала ткани с грубой рельефной структурой, из которых делала и платья, и жакеты, считая это своей наиболее удачной находкой. Она выводила на подиум модели, облаченные во всевозможные синтетические и полимерные материалы: одним из таких изделий была накидка из серебристой сетки, украшенной объемным декором из целлофана того же шокирующего розового цвета.
Скиап предложила модницам вместо драгоценностей ожерелья из пластика, она впервые стала использовать застежку-молнию в женской одежде и в числе первых открыла модную лавку "бутик", в котором продавала экстравагантные вещицы. Современники свидетельствуют, что бутик Скиапарелли привлекал туристов почти так же, как исторические памятники Парижа.
Конструктивные идеи
Необходимо отметить, что крой по косой нити, ценность которого была открыта и подтверждена восхитительными конструкторскими опытами Мадлен Вионне, остается в арсенале ведущих модельеров по сей день, как одно из драгоценных завоеваний искусства создания костюма.
Чертежи кроя вечерних платьев Скиапарелли, впрочем, так же, как и других дизайнеров того времени, дают представление о конструктивном упрощении костюма предвоенных лет по сравнению с предыдущим периодом.
Скиапарелли ввела в моду четкую определенность линий и ясность конструкции, придававшие ее вещам так ценимое сегодня ощущение комфорта. Экстравагантность и своеобразная роскошь ее платьев, как отмечали исследователи, создавались на основе оригинального декора: крупного, яркого, фактурного, часто неожиданной тематики. В цветовых сочетаниях, соединении различных фактур тканей, конструктивных находках, в соотношении декора и плоскости модели - во всем этом виден неординарный художник, результаты творчества которого являются подлинными произведениями искусства.
