Представленное в женском интернет журнале описание кроя платья донны Велата, запечатленной на полотне великого Рафаэля, позволит вам при желании воссоздать необыкновенную по своей красоте историческую модель.
В портрете донны Велата ("Дама под покрывалом") выражено представление Рафаэля о прекрасном женском образе. По одной из версий черты лица дамы в покрывале никогда не были идентифицированы с кем-либо, кроме как с Сикстинской мадонной. И хотя, как известно, Рафаэль при создании своих женских образов следовал некой идее о красоте, есть предположение, что художник запечатлел здесь черты своей возлюбленной Форнарины.
Как бы то ни было, портрет привлекает внимание тем, что Рафаэль с исключительной утонченностью выразил в нем дух времени, мастерски передал живописную форму нарядного костюма, в колористической гамме которого преобладают теплые тона белого, золотистого, охры, живые контрастирующие фактуры тонкой, как бы гофрированной сорочки, тяжелого с рельефным рисунком материала платья на золотистой шелковой подкладке, весомость, объемность габаритных шнуров, которыми отделан лиф, рукава и, возможно, низ платья, типичность формы первых двух десятилетий 16 столетия.
Само платье состоит из широкой, прямой по покрою юбки, сшитой из нескольких полотнищ ткани, которая закладывается глубокими мягкими складками у пояса и может иметь небольшой шлейф.
Маленький лиф с разрезом спереди и застежкой на двух потайных крючках встык, разрез на юбке прячется в складках. Лиф в это время мог быть и без застежки. В таком случае разрезы делаются в боковых или фасонных швах спинки и шнуруются. Составной частью костюма донны Велата является нижняя сорочка. Теперь она выполняет новую функцию, становясь частью композиции костюма. Прежде нижнее белье лишь слегка показывалось в разрезах рукава, у проймы. В венецианском костюме сорочка дополняет низко вырезанный крохотный лиф, густо собирается в сборку по краю, который может быть краем декольте, как у донны Велата, оканчивается у самого основания шеи или занимает промежуточное положение. Под открытое платье использовался крой реглан, позволяющий собирать сорочку равномерно по всей окружности. Рукава сорочки также присматривались, оканчиваясь узким рюшем, манжетами или оставаясь свободными. Нижнее белье делали из льняного батиста или тонкого голландского полотна. Шелк использовался в особых случаях. При определенных условиях (закрытый рукав платья) рукав заменяли шемизеткой (от фр. chemise - сорочка, рубашка, chemisette - блуза с короткими рукавами), которую на портретах можно принять за сорочку.
Старинное искусство вышивки широко использовалось для украшения рубашек. В рассматриваемый период это делали весьма деликатно, тонкой цветной нитью, чаще черным шелком, венецианским золотом у ворота, на манжетах, по краю рюшей, иногда по швам реглана, края декольте нередко отделывали узорной венецианской тесьмой. Искусно вышитая сорочка ценилась даже при дворе. Сорочки и другую одежду (мужскую в том числе) сильно пропитывали духами. При отсутствии мыла, стирка одежды была наиболее важной проблемой общежития той эпохи. Во время стирки использовали душистые травы, благовония, доставлявшиеся венецианскими купцами с Востока.
Разработка кроя и макет из условной ткани, представленной на страницах журнала реконструкции платья, выполнены художником-технологом Ириной Осташевой. Работа представляет собой тщательно выверенную в основных пропорциях и деталях, талантливо разработанную по фактуре скульптурного характера модель. По конструктивным, технологическим и стилистическим качествам она адекватна первоисточнику, ибо осуществлена в результате серьезной исследовательской работы и вдумчивого сравнительного анализа многих произведений искусства представленного здесь периода.
Последовательность работы над костюмом
Сорочка
По представленным ниже лекалам следует выкроить детали и создать на ткани эффект "гофре". Для этой цели следует увлажнить материал и уложить всю ткань мелкими складочками в жгуты, после чего дать жгутам высохнуть.
Подготовленные таким образом части сорочки следует стачать, обработать швы, край декольте, рукавов, подшить низ.
После чего, отступив от края декольте и края рукава на 3 см., проложить две машинные строчки на расстоянии 0,5 см. друг от друга, выполнить сборку на объем: по верху сорочки - 110 см., по рукаву - до 30 см.
Машинную строчку закрыть отделочной бейкой, шириной в готовом виде равной 1 см. Для окончательной регулировки объемов запястья и декольте под бейкой пропущен тонкий шнур, концы которого выведены наизнаночную сторону.
Платье
Лиф
Лиф состоит из основной и подкладочной тканей. Для придания жесткости основную ткань следует укрепить клеевой прокладкой.
Обработать швы полочки и спинки лицевой и подкладочной частей лифа.
Далее следует соединить основу и подкладку по линии декольте, лиф выметать. Пройму обтачать подкройной обтачкой, ширина обтачки в готовом виде - 1,5 см.
Отделка лифа
Для отделки лифа необходимо заготовить вытачные шнуры, такие же понадобятся для отделки рукавов. Общая длина отделочного шнура - около 8 метров. На чертеже пунктиром показано место его прикрепления. Шнур изготавливается из косой бейки, ширина припуска которой должна быть достаточной для заполнения объема шнура - 1,2 см.
Юбка
Для изготовления юбки требуются три прямых полотна длиной 127 см., шириной 160 см.
Стачать полотнища между собой, швы и верх юбки обработать, низ подшить. Длина юбки в готовом виде - 120 см.
Обработать разрез для застежки длиной 20-25 см., располагающийся посередине переда, прямой планкой, ширина которой в готовом виде равна 1,5-2 см.
Верхний край юбки заложить встречными складками глубиной 20 см., расстояние между ними - 5 см.
Затем полученную ширину собрать на сборку до объема лифа (ок. 80 см.). Соединить лиф с юбкой. Пришить два крючка так, чтобы лиф застегивался встык. Нижний крючок располагается на шве соединения лифа с юбкой.
Рукав
Рукав состоит из нескольких частей. Верхний буф - из четырех деталей и высокий манжет из четырех лент. Рукава, как и лиф, - на подкладке. Детали рукава и манжета обтачиваются.
а.) буф
Детали буфа 2 и 3 скрепить от нижнего среза на 1/3 длины, а детали 1 и 2, а также 3 и 4 скрепить на 1/4 длины от нижнего среза. Прикрепить отделочные шнуры.
Окат рукава в точках а-а и б-б скрепить.
Окат окантовать косой бейкой.
б.) манжет
Обтачанные детали манжета скрепить машинной строчкой по намеченным на чертеже линиям отделки. К машинным строчкам прикрепить отделочные шнуры.
Заготовленный буф соединить с готовым манжетом. Шов соединения закрыть шнуром.
Рукав скрепить по внутреннему шву буфа по всей длине (детали 1 и 4), а манжеты по точкам прикрепления шнура в-в, г-г, д-д, е-е.
Рукав прикрепляется к пройме по трем точкам, соответственно с чертежом с помощью декоративных завязок (н-н, о-о, м-м).
Пояс
Вытачать прямоугольную полоску шириной в готовом виде 6-7 см., длиной - около 95 см. - с тем, чтобы пояс можно было перевить, завязать узлом, оставив кончики свободными (см. Рафаэль. "Портрет Иоанны Арагонской". 1518-19 гг.).