В начале 16 века искусство флорентийского костюма (да и не только костюма, а и вся эстетика) уступает пальму первенства Венеции. Теперь уже образцом для подражания становятся пышные образы современниц Тициана.
Два флорентийских художника с небольшой временной дистанцией создают аналогичные по композиции и содержанию многофигурные фрески, посвященные "Рождеству Девы Марии". Один из них - Гирландайо - пишет свою в 1486 г., другой - Андреа дель Сарто - в 1513-1516 гг.. Сопоставление внешнего облика персонажей, запечатленных на этих фресках, наглядно убеждает, что стиль одежды за двадцать с небольшим лет кардинально изменился. Гирландайо представляет нам своих стройных героинь практически без украшений, узкоплечими, плоскогрудыми, в изящных костюмах вытянутых пропорций из тяжелых или очень легких тканей с мелким узором.
Подтверждением характерности этих черт может служить образ молодой женщины, отмеченный духом изящества и сдержанной изысканной простоты. Печать внутреннего достоинства, одухотворенности лежит на облике ее соотечественника и современника в небольшой красной шапочке и безупречном, аскетического стиля костюме интеллектуала кватроченто (от итал. quattrocento - "четырехсотый" - термин, обозначающий 15 столетие.).
Костюмы женщин Флоренции начала 16 века у Андреа дель Сарто существенно меняют их облик, кажется, что дамы прибавили в весе, раздались в плечах, стали более грузными. Иными словами, переступая порог нового столетия (от 15 в. к 16 в.), мы оказываемся среди других людей, облаченных в совсем иные костюмы. Искусство Флоренции с его культом уравновешенной гармоничной формы, сдержанного колорита в силу различных исторических причин уступает пальму первенства Венеции.
Гордая, богатая патрицианско-купеческая республика, независимая Венеция держалась в стороне от политических междоусобиц итальянских городов и потому не страдала от войн. Она расцвела благодаря морской торговле, тесным связям с Востоком, и особенно с Византией. Здесь гуманистические идеи получают дальнейшее развитие, и уже первое десятилетие 16 века отмечено расцветом новой культуры, своеобразной и поэтической. На формирование художественных вкусов граждан Венеции большое влияние оказала не только близость к пышной культуре Востока, но и отечественные художники, наделенные особым колористическим даром. Один из них - гениальный живописец Тициан, составивший славу венецианского искусства, создавший свой идеал красоты. В многочисленных полотнах художник варьирует свое понимание прекрасного женского облика, отражая действительность и одновременно силой своего таланта, покровительством богатых и могущественных друзей, занимаемого в обществе высокого положения влияя на формирование эстетических представлений своих современников. Его прекрасные венецианки, мифологические богини пленяют эмоциональной наполненностью и осязаемой телесной чувственностью. Сравнение Венеры Боттичелли, рожденной из морской пены, и "Венеры перед зеркалом" Тициана со всей очевидностью свидетельствует о новых критериях в оценке внешности человека. Не юное, хрупкое, почти бесплотное существо, а сильная, здоровая, цветущая женщина в пору ее расцвета ценится теперь превыше всего. Людей эпохи Высокого Возрождения привлекают сильные, энергичные граждане, их духовная и физическая зрелость. Это касается как женщин, так и мужчин. Такова тициановская Венера. Для выявления прекрасной чувственной женской плоти художник использует вспышки жемчужных нитей, вплетенных в прическу, игру драгоценных камней в золотых браслетах, тонкой текстуры меха, фактуры бархата, многоцветия вышивки. Кажется, тициановский образ Венеры послужил поводом трактата о женской красоте Аньоло Фиренцуолы, где особое внимание уделено колориту. Итальянский теоретик искусства пишет, что волосы женщины должны быть густыми, длинными, волнистыми, цветом уподобленные золоту, меду или лучам солнца, кожа должна быть красноватой от кровообращения, глаза - большие и овальные, лучше всего темно-коричневого цвета, а белок - синеватого оттенка с блеском. В трактате рассматриваются все части тела с оценками и комментариями: припухлая по сравнению с верхней нижняя губа увеличивает прелесть рта, на груди не должна проступать ни одна косточка, ноги должны быть длинными и стройными. Вообще же телосложение женщины должно быть крепкое, но при этом, пишет Фиренцуола, благородных форм.
Гедонистический характер венецианского искусства и общества в целом проявляется в любви к тканям ярких расцветок, крупномасштабным узорам, предпочтительно растительным мотивам, искусно стилизованным. Первые два десятилетия венецианской женской моды определяются целым рядом характерных признаков. Это прежде всего мягкие, живописные, объемные платья с подчеркнутой горизонтальной направленностью, очень глубоким (как правило, от плеча до плеча) и низко опущенным декольте без четких границ, с высоко расположенной линией талии и необычайно широкими, разнообразной формы, нередко двойными рукавами - наиболее важной деталью в композиции костюма Венеции. Так, обильно заложенное по всему вырезу мягкими складками темно=вишневое платье имеет широкий рукав, открытый внизу и подобранный до сгиба руки у локтя, обнажающий вышитую у запястья сорочку покроя реглан. Широкий отрезной рукав такой же формы подхвачен шнуром выше локтя, благодаря чему на плече образуется пышный буф. Рукава серебристого платья, собранные по окату, с разрезами посередине, отделанные по краям и скрепленные в нескольких местах пуговицами, заканчиваются манжетами. Край рукава тончайшего нижнего белья эффектно выпущен в виде красивой драпировки. Еще одну разновидность формы рукава со спущенной линией проймы, присборенного в верхней его части, мы видим в простом, прямого покроя платье.
Характерным выражением склонности венецианцев к пышным, нарядным, полновесным формам может служить образ богини Любви на заказанной Тициану по случаю аристократической свадьбы картине. Золотоволосая красавица с миртовым венком на голове, символизирующем супружеское счастье, в роскошном платье из тяжелого серо-голубого с серебристыми переливами атласа призвана олицетворять материальное великолепие, полноту и богатство земного мира, столь ценимого гражданами Венеции. Тонкая, вышитая по самому краю венецианским золотом нижняя сорочка завершает лиф платья. Широкие рукава, собранные на плече складками, свободные внизу, открывают второй пришнурованный к пройме рукав с узким, длинным манжетом и баллонообразной верхней частью. Золотой браслет, пояс из темной кожи с драгоценной пряжкой и великолепного качества замшевые перчатки дополняют наряд богини. Средневековые мастера убеждали нас в красоте сочетаний в костюме чистых цветов: синего с зеленым, красного с желтым... Здесь Тициан создает подлинную жемчужину живописи с богатой теплой колористикой, где светящийся красный, мерцающий жемчужный с нежными тенями, бежевый, золотистый соединены в такой тональности, что производят впечатление спокойного благородства и удивительной цельности. У Тициана мы находим редкое в живописи и важное для специалистов по костюму женское изображение со спины, в полный рост. Изысканного оттенка светло-вишневое массивное платье с небольшим шлейфом отделано зеленым кантом по лифу, рукавам и низу юбки. Прическа рыжеволосой синьоры типична для ранних лет 16 в. В отличие от флорентийской моды, поднимавшей волосы, дабы удлинить шею, женщины Венеции предпочитали закрывать ее распущенными волосами, закрепляя их небольшой вуалевой наколкой, подхватывая шнурками или укладывая всю массу густых и длинных волос в разнообразные сетки. Нередко такая сетка превращалась в плетеный из объемных нитей мягкий, спускающийся до плеч берет.
Под стать женщинам Венеции были и мужчины, носившие в этот период схожую с женской одежду. Развитое у людей эпохи Возрождения чувство собственного достоинства подчеркнуто Тицианом в облике "Мужчины в голубом" уверенной позой и несколько высокомерным выражением лица . Модный атласный пурпуэн с объемными рукавами, квадратным вырезом на груди, белоснежной в густую сборку сорочкой для придания фигуре большей представительности выполнен на стеганом дублюре. Неровная поверхность дублюра пролегает по голубому шелку, обогащая фактуру ткани и создавая эффект игры светотени. Густые длинные волосы, холеная борода - все выдает принадлежность человека к начальным годам эпохи Высокого Возрождения. К слову, молодые люди в ту пору нередко носили бороду, ибо мода была ориентирована на граждан, находившихся в зените своей силы. Известно, что Тициан, будучи уже известным художником, пытаясь казаться более авторитетным, делал вид, что он старше своего возраста.
От ранних лет 16 века практически не осталось подлинных образцов, на основании которых создается крой женской одежды. Однако этот период поучителен богатством колористических решений в костюме. Художники Высокого Возрождения создали непревзойденные образцы, где объединяющее начало цвета составляет все элементы облика человека в единое целое. Необходимо добавить, что выработанный в фантастическом городе художественный стиль - выражение того духа, которым пропитано венецианское общество с его любовью к праздничной, нарядной стороне жизни, с его вкусом к красочному, цветистому, пышным формам, богатым фактурам тканей, крупным драгоценностям, ярким самоцветам.