![]() |
![]() |
История развития тенденций оформления тканей знает немало фактов, когда в авангард моды выходили весьма необычные мотивы. Начавшаяся в 80-х годах 20 века и продолжающаяся до сих пор "ревизия" хорошо забытых идей привела к тому, что на новых роскошных тканях удобно и уверенно расположились "первобытные" рисунки.
Практически неограниченные технологические возможности в области оформления и отделки тканей привели к тому, что современные модельеры и дизайнеры устроили тотальную "ревизию" старых, а параллельно начали вести поиски новых, готовых перевернуть представление о традициях и позволить завоевать потребителей, идей. Вот тогда-то в авангард моды и вышли мотивы наскальной живописи наших далеких предков. Их трудно объединить в какую-то стилистическую группу или классифицировать по графической манере исполнения. Они многообразны и многолики.
Придя в моду, эти рисунки дали новую жизнь и другим изображениям, навеянным этническим татуажем (искусством нанесения изображений на кожу с помощью красок и прокалывания). Появление этих узоров сыграло значительную роль: дизайнерам пришлось изучать и систематизировать материал для дальнейшей переработки, а потребителям захотелось побольше узнать о том, что им предлагали носить в качестве оформления их одежды. И, как оказалось, история появления этих рисунков очень увлекательна, а потенциал еще не реализован в полной мере.
Интересно, что многие из рисунков, предложенные для оформления тканей, ранее никогда не предназначались для этой цели, именно поэтому новая тенденция и стала считаться инновационной. Впервые эти мотивы появились в коллекциях авангардной молодежной одежды, в которой новые линии и формы сочетались с выразительностью структуры материала и его оформления. Впоследствии оказалось, что эти рисунки универсальны и могут использоваться для украшения тканей, предназначенных для всех возрастных групп. Их принято называть "первобытными", "наскальными", рисунками "истоков цивилизации". Изображение в них строилось на линии, штрихе, пятне, четких или как бы нанесенных на шероховатую фактурную поверхность узорах различного размера. Манера изображения - от эскизных до детализированных многофигурных композиций. Техника изображения имитировала приемы резьбы по камню - первобытные петроглифы (от греческого "петро" — камень и "глиф" - вырезать).
Что же такого привлекательного было в древних мотивах? Возможно, ответ можно найти, покопавшись в нашем подсознании. Чем, если не генетической памятью, можно объяснить почти маниакальную склонность многих людей, живущих в обществе, технические революции в котором происходят чуть ли не ежедневно, "увековечить" себя хоть автографом на дереве, скамейке, стене, столах, в общественных местах, метро и электричках? И, как показывает опыт, таких граждан немало, а потому настенно-наскальное творчество наших предков не могло оставить нас равнодушными. Но если уж быть до конца справедливыми, то необходимо сказать, что древнейшие рисунки были настолько новы в мире текстиля, что пренебречь их использованием значило - не быть художником.
Мотивы для новых тканей были позаимствованы в периодах мезолита, неолита, палеолита. К числу наиболее интересных произведений этих периодов принадлежат наскальные изображения, которые исследователи обнаруживают почти во всех областях земного шара, в древности населяемых человеком. Оказалось, что они как будто специально предназначались для текстиля. Налет наивного реализма первобытного искусства со скупой линейно-графической манерой исполнения, поразительная цельность, лаконичность, плоскостность и выразительность этих рисунков придали тканям новое неповторимое звучание. Самые ранние рисунки изображают незатейливые сцены охоты, животных и отдельных людей. Постепенно изображения усложняются. Наблюдения этнографов показали, что в искусстве первобытных людей большую роль играли ритм и симметрия, так необходимые в орнаментальных композициях для тканей. Уже неандертальцы медленно, но верно стали отделять ремесло от искусства. Появляется замечательная пещерная живопись и гравюры на кости, которые поражают выразительностью рисунка, графичностью и цветовой палитрой. Широко использовалась охра различных тонов от лилового до зеленовато-желтого. Самыми популярными были цвета желтый и красный. Первобытные художники использовали прием обводки изображения темным контуром, который позднее стал применяться в декоративной живописи.
В пещерах пустыни Сахара (на территории Алжира) были найдены рисунки, сделанные синими красителями природного происхождения, нехарактерными для первобытного искусства, что наводит на мысли о том, что некоторые доисторические художники, узнав новый секрет, тщательно скрывали от других "ноу-хау".
Бурное развитие рисункам давала религия. Одной из самых ранних ее форм был тотемизм - представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного-тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Наиболее часто встречаются изображения магических обрядов на кости и поверхностях предметов быта. Постепенно развивались и другие формы религии: культ природы - поклонение солнцу, огню, земле, воде, а также анимизм - характерная для первобытной эпохи вера в существование духов и душ как сверхъестественных образов, управляющих всеми явлениями и процессами материального мира. Анимистические образы - это духи умерших предков, души людей, животных, растений, духи грома, ветра, болезней и т.д. Они всегда наделялись человеческими свойствами. Рисунки наносили на речную гальку красной краской, они были несложные, но разнообразные и представляли собой комбинации из точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов и, возможно, являлись прообразами каллиграфического письма. Цвет красной охры, которой выполнялись рисунки, считался цветом жизни и носил ритуальный характер.
Характерно, что древние люди владели практически всеми видами орнамента, о чем свидетельствуют рисунки человеческих фигур с богатой орнаментальной разработкой в виде клеточек, стилизованных цветов. Но сами ткани оставались долгое время однотонными или украшались нашитыми орнаментальными элементами. Так было, например, у древних славянских народов в период бронзового века. На одежду нашивали плоские золотые пластины, которые изображали розетки, львов, быков. Фурор в современной моде произвели ткани с рисунками, позаимствованными у древних американских племен - майя и инков. Эти цивилизации до сих пор окутаны загадками и очень притягательны для человека. Поэтому появление этих рисунков на тканях заведомо обеспечило им успех. Кроме того, сам опыт производства текстиля у этих народов, дошедший до наших дней, оказался очень интересен и поучителен. У древних инков ткани изготавливались главным образом из хлопка и, как у многих первобытных народов, практически не декорировались в процессе ткачества. Преобладало миткалевое (полотняное) переплетение, которое сегодня в зависимости от толщины пряжи и отделки имеет другие названия (ситец, муслин, миткаль, мадаполам, шифон, чалма, маль-маль и т.д.). Древние ткани украшались рисунками, создающими геометрический орнамент, напоминая гобеленовую технику, которой инки владели очень хорошо, хотя сами гобелены, в которых уток покрывает собой основу, встречаются довольно редко. Для изготовления одежды разноцветные лоскуты соединялись вместе благодаря соединению нитей утка, которые обвивались вокруг общей нити основы. Сегодня этот прием нам очень хорошо известен.
Древние инки изготавливали необычные ткани с хлопчатобумажным утком. Специалисты знают, как тяжело закрыть такими нитями основу. Другой тип тканей - марля. Но, несмотря на примитивность переплетений, ткани выглядели великолепно.
Кожа самого человека была разрисована множественными узорами татуировок, наносимых глиняными клеймами и покрывавших часто все тело. Рисунки инков были наполнены стилизованными изображениями, представляющими собой гибриды кошки со змеей, кондором и другими животными. Да и вообще всему орнаментальному искусству инков присуща высокая степень стилизации. Невероятно выразительны и современны по своему колориту абстрактные рисунки инков, нанесенные на различные предметы, среди которых единственно узнаваемыми элементами являются изображения глаз, разделяющие сложные замысловатые изображения черно-белого и красного цветов.
По сравнению с несколько рациональным изобразительным искусством инков более ранние (2 т. до н.э.) орнаментальные композиции майя поражают эмоциональностью, экспрессивностью. Дошедшие до нас фантастические образы напоминают детское творчество с присущим ему отсутствием логики в изображениях действительности. Характерно, что определенная экспрессивность присутствует и в цветовых решениях. Сочетания ярких красного, зеленого, синего и черного цветов придают узорам экзальтированность, которая сейчас популярна у многих дизайнеров. Сегодня эти узоры перекочевали на ткани. Как правило, это фрагментарные рисунки, напоминающие те, что делают в тату-салонах и расположенные на характерных местах для татуажа: на плече, на руке и на спине. Прозрачные ткани, как и тонкий трикотаж, незаменимы в этой теме: облегающие прозрачные маечки, боди с короткими или длинными рукавами - все, что создает ощущение, будто татуировка нанесена на тело. Особый шик - колготки с тату-рисунками на щиколотках и голенях. Скорее всего, эти рисунки не будут очень долговечны и уступят место классике, но все-таки "первобытные" мотивы необыкновенно хороши, как что-то очень знакомое и приятное, сохранившееся где-то в глубине памяти. Возможно, эти рисунки и в будущем еще не раз скажут свое веское слово в украшении тканей.