Снова в моде элегантный, превосходно сшитый костюм! Скульптурная четкость его формы, изящество деталей требуют благородного, добротного материала. Плотные компактные ткани из чистой шерсти идеально подходят для костюма, как мрамор - для античной статуи.
Ровная поверхность(гладкая или мелкорельефная) позволяет оценить чистоту и насыщенность цвета. Ассортимент тканей обогащается за счет многообразных рисунков переплетений. Шерстяной атлас и фасонное пике определяют образ костюма в новом сезоне.
Сколько раз уже обозреватели моды хоронили классический костюм, а он вновь и вновь возвращается на подиумы и легко берет реванш. Разумеется, не потому, что он достиг совершенства. Напротив, с каждым сезоном костюм обновляется и всегда находит возможности ответить требованиям времени. Так, прошлый год был отмечен разрушением классических канонов в этой области: асимметрией, "недошитыми" или перевернутыми деталями, фрагментарностью или искажением формы. Сегодня костюм снова служит поводом для демонстрации искусства кроя, близкого скульптуре и архитектуре: это прежде всего хорошо построенная, мастерски "вылепленная" форма, акцентирующая фигуру. В ней четкость деталей сочетается с плавностью контуров, а элегантность не исключает элементов спортивного стиля - капюшонов или застежек-молний. Конструкция может включать дизайнерские находки из арсенала смежных искусств, например, складные элементы наподобие оригами. В общем, классика нового поколения при ближайшем рассмотрении оказывается далекой от привычных стереотипов.
В новых коллекциях доминируют жакеты со слегка расширенной и приподнятой линией плеч, но сильно приталенные. Силуэт четкий, немного "слишком выразительный", скульптурный, как в 80-е годы, - но, в отличие от тех времен, не агрессивно-мужеподобный, не громоздкий, сохраняющий полную меру женственности. Относительно узкие рукава украшены манжетами, отворотами, разрезами. Высокий раскеп и низкая застежка (1-2 пуговицы на талии) привлекают внимание к красивой линии широко расходящихся на груди лацканов. Образовавшийся овал открывает продуманную объемную композицию из тонкой пластичной ткани блузки - бант, узел, воланы, драпировку - или просто изящную линию глубокого узкого выреза. Таким образом, классический жакет в ансамбле может играть роль обрамления. Что ж, живописцы тоже обычно заботятся о достойной раме для своих картин!
Другой вариант жакета - мягкая форма, прямой силуэт, "упавшие" плечи - вызывает смутные ассоциации с экзотическими восточными одеяниями типа кимоно, но все-таки это достаточно традиционный жакет, умеренно объемный и весьма удобный. Он предполагает использование тканей с выраженной фактурой, достаточно крупным рисунком, в отличие от предыдущего, мыслимого лишь из гладкокрашеных тканей со сравнительно однородной поверхностью.
Брючные костюмы по популярности чуть впереди. Впрочем, брюки - прямые, умеренного объема, с заниженной линией талии и без вытачек спереди - почти не изменились с прошлого сезона. Они просто не привлекают внимания дизайнеров, с удовольствием заменяющих их шортами - даже глубокой осенью! Зато юбка часто не уступает жакету по пластической выразительности. Многочисленные рельефные швы акцентируют линию бедер или напоминают сильно стилизованные складки. Швы, тщательно выполненные, хорошо выделяющиеся на гладкой ткани, служат своеобразной отделкой изделий.
Четкие, "архитектурные" по выстроенности, внутренне сложные, но цельные по форме, костюмы нового сезона требуют и тканей надежных, как строительные материалы. Они и по фактуре нередко вызывают архитектурные или скульптурные ассоциации: мрамор и гипс, бетон и алебастр, матовые или блестящие, плотные и однородные, порой со следами формовки или бороздками от резца мастера, порой гладко отполированные. Наполненность и компактность - пожалуй, главное, что отличает шерстяные костюмные ткани нового направления. Этим ощущением наполненности и упругости они напоминают кримплен, синтетическую "суперзвезду" начала семидесятых, так быстро развенчанную из-за низких гигиенических показателей.
Полотна типа кримплена были объемными и легкими за счет текстурированных нитей, а сегодняшние ткани из чистой шерсти впечатляют пряжей высоких номеров (необычайно высоких для шерсти, по традиционным представлениям!), "упакованной" в структуру повышенной плотности или сложное переплетение. Качественная пряжа обеспечивает поразительно чистую, однородную поверхность. Все эти ткани удобны в обработке, малосминаемы, не страдают осыпаемостью, на них четко читаются швы и отстрочки. Большинство шерстяных тканей нового сезона - гладкокрашеные, а в пестротканых и жаккардовых рисунках используется в основном два цвета. Мощный цветовой "удар" сегодня остается главным оружием моды. Роль структуры ткани заключается в его грамотной поддержке. Без соответствующего носителя цвет не дойдет до цели...
Великолепную группу составляют ткани сравнительно тонкие, но не совсем легкие, скорее средние по весу - именно из-за уплотненности. В ней присутствуют шерстяные атласы, креп-сатины, диагонали, оттоманы, фасонные пике различного рисунка. Окрашенные в яркие насыщенные или светлые, разделенные цвета, они излучают энергию и готовы держать смело задуманную скульптурную форму. Мелкие регулярные ткацкие рисунки не скроют и малейшей неровности. Особое внимание уделяется четкости и точности мини-рисунков. Актуальны и очень гладкие блестящие поверхности, словно отшлифованные или покрытые глазурью. Другая группа представлена более легкими крепами, саржами, габардинами, жаккардовыми тканями - тонкими, но достаточно упругими. Несложные, непритязательные рисунки тон в тон - геометрические или условные цветочные - бережны к плоскости ткани. Скромный рельеф белым по белому схож с декоративной обработкой архитектурных элементов (рифление, рустовка, каннелюры...). Даже вышивка не отделяется от фона: в ней использован тот же цвет и та же шерстяная пряжа. Необычные для шерстяных тканей открытые насыщенные тона появляются как логическое продолжение незабываемо яркой весны и лета. Поразительно, что они выглядят на шерсти вполне органично (или мы просто привыкли за полгода к такой гамме?). Яркий цвет из модной гаммы - еще одно средство обновить наши представления о классическом костюме, сохранить его позиции в авангарде моды. Особую тему составляют шерстяные ткани, подражающие хлопчатобумажным. До последнего времени принято было оформлять дешевые ткани под более дорогие, теперь же процесс пошел в обратную сторону. Шерстяные ткани с сухим грифом и меланжевыми сине-белыми эффектами недвусмысленно напоминают деним. И все же "благородное происхождение" сказывается в их более изысканном оформлении. Это галстучные рисунки и достаточно сложные клетки. Столь любимые в прошлом году эффекты ношеной, выцветшей, истертой ткани сегодня могут быть только едва намечены.
Прошлогоднее увлечение графикой было выражено в открытом столкновении масс черного и белого: сегодня вместо резких контрастов предлагается взаимопроникновение и тонкое равновесие. Кроме черно-белого, имеют право на существование и другие, не столь бескомпромиссные цветосочетания, в том числе индиго с белым. Жесткий в своей прямолинейности пестротканый рисунок исподволь смягчается и размывается, приобретает полутона благодаря комбинированному переплетению. Его взаимодействие с цветом создает, помимо фактуры, еще и пунктирную или точечную разработку полос и клеток.
Двухслойные ткани провоцируют дизайнера на создание трансформирующихся изделий и игру с эффектом "позитив-негатив". Сложное переплетение - еще одна возможность сбить, замаскировать ритм клеток, придав ему современную живость, естественность. Но и четкие, контрастные рисунки в контексте новых тенденций находят себе оправдание, ассоциируясь с модернистской архитектурой из стекла, бетона и алюминия.
Говоря о современных шерстяных тканях, нельзя оставить без внимания тему твидов. Фавориты осеннего сезона, они и в течение лета оставались в поле зрения моды. Как и гладкокрашеные ткани, твиды отражают модную гамму во всей ее оптимистической яркости и чистоте красок. Шерстяные пряжи сочетаются в них с хлопчатобумажными и вискозными, не уступая последним в тонкости светлых оттенков. Пастельные краски поддерживаются более насыщенными в пределах одного цветового тона.
Модная в набивных рисунках тема "гороха" получает своеобразный отклик в оформлении твидов: снова получают распространение фасонные пряжи с узелками и ворсовыми "снежинками" округлой формы, разнообразных цветов и размеров, иногда довольно крупными, напоминающими рассыпанные по ткани конфетти. Под напором разноцветья ослабевают эффекты блеска: на смену "золотому" и "серебряному" люрексу приходит скромный полупрозрачный пластилекс, вискоза или профилированные полиамидные нити. Новые твиды, возможно, закладывают основу очередного возрождения стиля Шанель.
Наше летнее увлечение набивкой не обязательно должно закончиться вместе с отпускной порой. Унести с собой в городскую жизнь кусочек летнего беззаботного веселья помогут набивные топы и блузки, в которых цвет ткани костюма, ведущий цвет вашего ансамбля, будет дополнен и уравновешен дружеской компанией других красок. Мода не поддерживает монополистов!