«Я страстно люблю украшения», интервью с Марией Булановой |
Украшения Марии Булановой вдохновлены философией бохо — они простые и в то же время сложные, они подчеркивают естественную красоту материала и завораживают неожиданными комбинациями. В своем интервью Мария позволит нам заглянуть за кулисы своей творческой жизни, поведает о необычной коллекции молотков и расскажет, как сделать из фарфоровых осколков ювелирное украшение.
— Мария, откуда истоки Вашей любви к украшениям? Когда Вы начали создавать их своими руками?
— Украшения я страстно люблю с детства. Но что могло быть у советского ребёнка? Помню кулончик — головку Нефертити, мамино колье и бабушкину брошку, доставшиеся нам с сестрой во владение. Носить их было нельзя. У кулона не было цепочки, колье порвалось, а брошки дети, увы, не носили :) Поэтому мы брали гайки от детского конструктора, продевали в отверстие суровую нитку, надевали на шею и представляли, что это кулоны :) И были вполне довольно и счастливы. Было нам лет по пять.
Сейчас я думаю, что кто-то там наверху задумывал меня ювелиром. Но во времена, когда я поступала в институт, мне даже в голову не могло прийти выбрать такую профессию. Поэтому я стала учителем в третьем поколении, как бабушка, мама, папа и сестра.
Каким-то мелким ремонтом украшений, простой сборкой из готовой фурнитуры я занималась всегда. Но когда сидела дома со вторым ребёнком, увидела в интернете простейшие бусинки из полимерной глины. Это был поворотный момент, потому что я поняла, что вот оно — я хочу делать украшения с самого начала, с нуля, полностью мои собственные. Полимерная глина у нас тогда только-только появилась. Я нашла место, где она была очень дешёвой. Без этикеток, какая-то «левая» польская глина. Но это было счастье! Я лепила днём и ночью, страстно и бездарно :)
Потом я увидела в славном полимерном сообществе, которое, думаю, дало старт многим мастерам Ярмарки, что самые продвинутые дополняют пластику медью. Меня это чрезвычайно впечатлило. Как-то постепенно я перешла на медную проволоку, не забыв попробовать и эпоксидную смолу. Потом добавились латунь, медь листовая, нейзильбер, постепенно освоились гальваника, травление, ювелирная пайка и техника тиффани.
Я 100%-ная самоучка. Обучалась исключительно по сообществам и мастер-классам в интернете. Я очень благодарна всем щедрым людям, делящимся своими знаниями и находками. Стараюсь следовать их примеру.
— В чем Вы чаще всего находите вдохновение для работы?
— Чаще всего я иду от материала, я беру в руки бусинки, стёклышки, камешки — и в голове возникает образ. Отлично работается, если мне надо сделать украшение под какую-то свою конкретную одёжку :) И почему-то так у меня внутри устроено, что я отталкиваюсь от детских впечатлений — мамин медный браслет и серьги откуда-то с Кавказа, набор открыток из прибалтийского музея янтаря, кольцо одноклассницы, доставшееся ей от бабушки, запали мне в душу — так я и иду по этому пути чего-то первобытного, природного, грубоватого, дикого и подлинного.
Открытки, кстати, у меня и сейчас. Но не мои, а семьи мужа — у них оказался точно такой же набор. И точно так же он меня до сих пор вдохновляет. И браслет со мной идёт по жизни, хотя я его ни разу не надела. И я до сих пор помню янтарный перстень, который носила на указательном пальце (тогда это было необычно) воспитательница из соседней группы в моём детском саду. Вообще, я обычно не смогу вспомнить, во что был одет человек через 5 минут после прощания, а его украшения запомню на всю жизнь. Не люблю, когда женщины без украшений, их неинтересно рассматривать :) Такой вот у меня пунктик :)
— Создание украшений, наверняка, очень интересный процесс. Как он проходит у Вас? Какой момент в нем самый ответственный, самый волнующий?
— Да, процесс зачастую многоэтапный и увлекательный :) Состоит он из разных частей в зависимости от конкретного замысла. Если делаю сложносоставное ожерелье из множества элементов, то много времени уходит на подготовку его деталей. В гальванической ванне может омедняться подвеска, в это же время в растворе хлорного железа травится латунная заготовка, а я буду сидеть рядом и паять что-то третье, четвёртое и пятое. Или лепить керамические бусинки. Или ковать и чеканить.
Я не выношу долгого процесса. Обычно делаю украшение не больше двух дней, но это редко. Чаще укладываюсь в один день, потому что не могу остановиться, пока не увижу результат. Хотя процесс мне нравится не меньше, если не больше, самого результата :) Я думаю, это вообще секрет счастливых людей, которые с радостью ходят на работу — они получают удовольствие от процесса, а не только от результата в виде зарплаты :) Мысль эта не нова, зато моя собственная, выстраданная :))
Как и многие, люблю полировать изделия, удаляя излишки патины. Как будто снимаешь слои со старинной тёмной картины, на которой ничего не было видно, но вдруг проступил чудесный пейзаж или прелестный портрет.
Сложно и ответственно мне паять газовой горелкой. Припой для меди очень непростой, легко испортить всю задумку. Но занятие очень увлекательное.
— Какая обстановка необходима Вам для комфортной работы? Как устроен Ваш рукодельный уголок?
— Обстановка должна быть спокойной и рабочей. Если что-то тревожит, лучше не начинать, или можно делать какую-то рутинную работу: например, заготавливать швензы для серёжек, что-то шлифовать...
Рабочее пространство небольшое — часть стола и много самодельных полок за спиной, на которых хранятся бусинки, стоит гальваническая установка и прочее.
— Ювелиры используют множество занятных и самых разнообразных инструментов. Расскажите о своих самых нужных помощниках.
— Начинала я работать с самыми простыми и дешёвыми плоскогубцами, круглогубцами, кусачками. Многие живы и работают до сих пор. Постепенно увеличивалось количество моих молчаливых помощников. И не очень молчаливых. Есть среди них очень звонкие, вроде молотков, ригелей и наковальни. Есть шумные — гравёр, например. Есть те, которых особенно не любят соседи снизу — выколотка для дисков и кувалда. Вообще, к молоткам я очень неравнодушна. У меня их больше 15 штук всяких разных. Есть специальные ювелирные, а есть молоток кровельщика, набор рихтовщика с тремя разными молотками, резиновая киянка, пластиковый молоточек... Инструменты я очень люблю, всё время хочется что-нибудь прикупить, даже если похожее у меня уже есть :) Это, в общем-то, лучший подарок для меня.
Конечно, у меня полно нестандартных инструментов. Например, чеканила я даже с помощью пластмассовой пуговицы и крышки от детского набора красок. В ход идут и вязальные спицы, и гвозди, и какие-то чугунные обломки, найденные на улице.
— Очень необычно выглядят Ваши украшения из олова и фарфора. Как Вам пришло в голову объединить эти материалы?
— Мне всегда было ужасно жаль выкидывать красивые осколки. А поскольку моя голова так устроена, что я всегда и во всём ищу применение для украшений, то синтез фарфора и олова произошёл естественно и непринуждённо :) Потом оказалось, что далеко не я первая додумалась вставлять осколки в оправу. Что некоторые зарубежные мастера специально покупают и крушат отличные новые тарелки для этих целей. Но я использую осколки, полученные исключительно естественным путём :) А вообще, я довольно часто использую элементы, просто найденные на дороге — металлические обломки интересной формы, кусочки древесины, да много чего!
— Вы трепетно храните воспоминания, впечатления и предметы, которые вдохновляли Вас в детстве. Вы когда-нибудь коллекционировали (или коллекционируете) что-нибудь? Кроме молотков :)
— Кроме молотков коллекций было две.
В детстве моей большой страстью были шариковые ручки. Я вообще всегда любила писать от руки. Поэтому вместо школьного пенала я одно время носила мешочек из кожзама, плотно набитый кучей ручек. На уроках я их всё время меняла. Это скрашивало особо нудные школьные занятия. А дома ручек было очень много. Они и сейчас у меня, только я уже не отношусь к ним столь трепетно.
Когда я стала сама зарабатывать, начала покупать серебряные украшения. У меня их много, но я очень стеснялась своей страсти, потому что моя мама скептически смотрела на очередную покупку и разумно говорила: «Ну и сколько серёжек (колечек, кулонов...) можно иметь?» Но она человек рациональный, а страсть — это страсть. Она не подвластна доводам. Поэтому когда я вышла замуж, и оказалось, что моему мужу нравится такое девчачье увлечение, страсть была легализована, и я вздохнула с большим облегчением и прониклась ещё большей любовью и благодарностью к мужу :) Теперь же я почти перестала покупать готовые украшения, чаще ношу свои :)
— Поэтическо-лирические названия своим работам предпочитаете не давать? :)
— Названия у меня рождаются очень легко, но я их редко сообщаю миру. Обычно мои названия на Ярмарке Мастеров описательно-содержательные про материал, стиль, размер. А лирическая часть остаётся при мне :) Так что покупатели могут придумать что-то своё. Я иногда смотрю на какое-то украшение другого мастера — нравится, даже очень. Но понимаю, что не купила бы ни за что. Название для меня убийственное, и я всегда буду его помнить, не смогу носить вещь с таким именем.
— Чем ещё помимо творчества и рукоделия Вы с удовольствием занимаетесь, на что не жалко потратить время?
— Вообще, изготовление украшений в диких количествах — моё основное удовольствие. Я всё время меняю техники, перемещаюсь по кругу. Со страстью осваиваю что-то новое. Люблю рассматривать работы других мастеров в интернете, обожаю видеоуроки, читаю, разговариваю с детьми. Больше, конечно, они со мной разговаривают, но я отвечаю :) Забочусь о наших собачке Дженни и черепашке Пашке-Бантике. Отдыхаю душой, когда брожу по старым района города. Очень люблю магазины с бусинками, камнями и магазины инструментов. Я там тоже отдыхаю :) Мне нужно много времени для одиночества, я разряжаюсь в большом обществе. Но в кругу семьи мне хорошо. Муж и дети меня всегда поддерживают в моих устремлениях, я им очень благодарна. Муж осуществляет всяческую техническую и финансовую поддержку. Без него у меня ничего бы не получилось. Он первый серьёзно отнёсся к моему увлечению.
Летом мы обязательно ездим всей семьёй на Грушинский фестиваль, там у нас Волга, протоки, сосны — чудесная природа.
— Есть ли у Вас мечта в творческом плане? Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Мне всегда трудно отвечать на такие вопросы. Мне несвойственно бездейственно мечтать. Я склонна планировать и осуществлять то, что можно сделать на данный момент. Я бы очень хотела купить муфельную печь и экспериментировать с керамикой и глазурями. Хочу вальцы, они сильно расширяют возможности. Но это планы уже спокойные, их можно реализовывать постепенно.
Мне кажется, стоит заниматься хендмейдом профессионально, только если тебе этого действительно страстно хочется. С мыслью, что это просто более лёгкий путь, вряд ли что-то получится. Надо тратить очень много времени и энергии на продвижение магазина. Для меня эта часть наиболее трудная и наименее любимая. Здесь нужны настойчивость и нескромность.
Про качества я не могу сказать однозначно. Потому что не всегда процветают добросовестные и трудолюбивые. Хотя вот доброжелательность в общении с покупателями нужна однозначно. Нужно терпение, чувство юмора, умение не сердиться и не раздражаться из-за бесконечных вопросов и пожеланий.
Думаю, что хорошие мастера неизбежно и постоянно развиваются и растут, скучно делать давно освоенное и обкатанное. Нужна смелость, чтобы решиться на что-то новое.
Магазин Марии Булановой >>
Источник:http://www.livemaster.ru/topic/947493-ya-strastno-lyublyu-ukrasheniya-intervyu-s-mariej-bulanovoj
Рубрики: | Рукоделие Полимерная глина |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |