Под катом интересный рассказ о сверкающих платьях Голивудской моды начала двадцатого века:
Напомню, что это были времена чёрно-белого кино, когда визуальный объём в кадре достигался разницей фактур. Очень важно было учитывать светоотражающие и светопоглощающие свойства материалов.
Глория Свенсон в фильме «Музыка в эфире» (1934 г). Художник по костюмам René Hubert.
Платье Кэрол Ломбард из фильма «Мой слуга Годфри». Художник по костюмам Трэвис Бентон
Кларк Гейбл и Джин Харлоу в фильме «Красная пыль». Художник по костюмам Адриан.
Betty Hutton, «The Perils of Pauline», Paramount, 1947, Designed by Edith Head
Поскольку на экране царили гламур и роскошь, то актрисам часто шили костюмы из блестящих тканей, например, из ламе. Платья, расшитые блёстками и стеклярусом, тоже были не редкостью.
Джин Харлоу
Adele Jergens
«Harlow», Paramount, 1965, Designed by Edith Head
Блестки были лёгкими и дешёвыми. Но они, во-первых, шуршали при ходьбе, во-вторых, не пропускали свет.
Dorothy Lamour 1936
Julie Wilson
К тому же, подозреваю, пайетки могли деформироваться от яркого света софитов (кто хоть раз пытался прогладить платье с пайетками, понимает, о чём я). Помните страшную историю, случившуюся с Любовью Орловой во время съёмок фильма «Цирк»? «В те времена очень берегли плёнку, разрешалось снять только 3 дубля. И за это время, пока устанавливали камеру и свет, жерло пушки, внутри которой были софиты, превращалось в раскалённую сковородку. Любая другая звезда, конечно бы прекратила съемку. Но не Орлова. Она с обворожительной улыбкой уселась на обжигающую пушку и допела песню до конца. Правда, потом артистку увезли в травмпункт, где вместе с колготками и блёстками снялась и кожа».
Стеклярус, в отличие от блёсток, тяжёлый, поскольку, как понятно даже из названия, делается из стекла.
Пишут, что стеклярус был изобретен в XVII веке во Франции. Им вышивали огромные панно для дворцовых интерьеров, поэтому его часто называли «французские обои». Вспомните Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме (под Санкт-Петербургом), созданный по заказу Екатерины II в 60-х годах XVIII века.
Одно из двенадцати вышитых шёлком панно, созданных в шестидесятые годы XVIII века для одного из залов дворца в Ораниенбауме, после кропотливого восстановления.
Вернёмся к платьям!
Актриса Энн Миллер
Платье, расшитое стеклярусом, весит около 15 кг, но, за счёт косого кроя, обтягивает фигуру, как современная лайкра.
Lana Turner
Кадр из фильма «Серенада трёх сердец», 1933 г.
Блеск стекляруса был не таким ярким, как у блёсток, но создавал впечатление женщины–рептилии, грациозной и опасной.
Промо фильма «Девушка с обложки» (1944 г.), художник по костюмам Трэвис Бентон. Стеклярусное платье подозрительно похоже на платье Марлен Дитрих на фото ниже, вполне возможно, что это оно же.
Марлен Дитрих
Платья, расшитые стеклярусом, тоже таили в себе опасность. Тут можно вспомнить историю Джинджер Роджерс, заказавшую себе у любимого художника по костюмам Бернарда Ньюмена платье для фильма «Следуя за флотом», расшитое стеклярусом и бисером. В итоге, во время танца Джинджер чуть не выбила тяжёлым рукавом зубы Фреду Астеру. Но на замену костюма не согласилась категорически!
Видео:
Один из самых известных стеклярусных костюмов носит Джин Харлоу – знаменитая платиновая блондинка 30-х гг (которой подражала сама Мэрилин Монро) в фильме «Обед в восемь».
Этот роскошный пеньюар (!), с отделкой из перьев страуса, придумал для неё знаменитый художник по костюмам Адриан:
Ещё один костюм от Адриана вызывает восхищение: платье Джоан Кроуфорд из фильма «Невеста была в красном».
Фильм чёрно-белый, но платье честно было расшито красным стеклярусом.
Сохранились данные, что десять швей две недели пришивали стеклярус к ткани. Ушло два миллиона стеклярусин, и платье весит 13 кг. Стеклярус нашивался по тому же принципу, что и сегодня на платья от-кутюр – цепным стежком с помощью специального крючка по заранее размеченной ткани.
Видео, кому интересно:
Чаще всего, к такому платью ставилась блестящая подкладка, которая ещё больше отражала блеск бусин. Кроуфорд репетировала в муслиновом платье – дубле, чтобы сохранить основной наряд для съёмок. В Голливуде того времени всегда делали макет платья из муслина, на котором художник по костюмам отрабатывал все линии и пропорции, уточнял у актрисы, насколько удобно она в нём себя чувствует, а также, показывал модель для утверждения режиссёру. Несмотря на то, что фильмов выпускалось много, но и на подготовку времени хватало.
Закройный цех на МГМ
Сдача костюма режиссёру и актрисе. В центре – Адриан.
Процесс работы над костюмом в мастерской МГМ.
И хотя платья, расшитые стеклярусом в голливудских фильмах 30 – 40 – х гг. не редкость, до сегодняшнего дня дожили единицы. Ткань, на которую нашивались бусины, была тонкой, стеклярус – тяжёлым, костюмы хранили на вешалках. В итоге, под весом стекла ткань рвалась. То, что платье Кроуфорд сохранилось в прекрасном состоянии – чистая случайность. Работница склада убрала его в коробку, вместо того, чтобы повесить на вешалку, да так про него и забыли. Сегодня оно находится в Museum at the Fashion Institute of Technology.
источник