Вдохновляющая осень: интервью с Софией Волковой |
В последний четверг лета, солнечный и теплый, но все же предвещающий осень, мы с радостью познакомим вас с удивительным и талантливым мастером Софией Волковой, которая создает душевные украшения и уютные аксессуары. София рассказала читателям Журнала Ярмарка Мастеров о «мистере покупателе», доме внутри дома, несбыточной мечте, соловьях и прабабушкином плюше.
— Ваши невероятные работы, пожалуй, знакомы всем посетителям нашего портала. А как Вы вообще пришли к тому, что стали создавать сложные текстильные украшения? С чего все начиналось?
— Спасибо большое! Началось все очень-очень давно. И начало было довольно логически-прозаическое. Мне шесть лет, мы с сестрой сидим за столом, рисуем журналы мод, обводя фломастером силуэты бумажных кукол. Перебираем и рассматриваем в бабушкином комоде журналы Kasito и Verena. До сих пор помню запах старинных страниц… Мне уже восемь, мы с сестрой залезаем в мамин шкаф, достаем два роскошных батистовых отреза и «отчикиваем» пару квадратиков куклам на платье... В десять лет я поступаю в художественную школу, чтобы навсегда связать свою жизнь с творчеством, в этом же году мама научит меня вязать. По маминой линии у нас в роду все большие рукодельницы. В двенадцать я сшила свое первое «серьезное» изделие — хлопковый топ в мелкий цветочек. Очень гордилась собой. Все носили трикотажные майки с «Титаником», а на мне было целое поле нежно-лиловых соцветий.
Потом, как и у всех подростков, были бусики-фенечки, а в шестнадцать я поступила учиться на модельера-конструктора. С этого момента иголку с ниткой я из рук больше не выпускала. Сперва шила очень много одежды — этому весьма способствовало отсутствие магазинов и денег, приправленное желанием красиво одеваться. Потом в какой-то момент поняла, что меня увлекает в большей степени отделка одежды и вышивка, нежели крой. Это был огромный простор для фантазии — воздушный рюш, изящные канты вдоль швов, обтяжные пуговки… С увлечения отделкой я плавно перешла к изготовлению сумочек и вязанию шарфов. А затем и к более кропотливому творчеству — созданию украшений. Мелкие бусины в руках меня просто гипнотизируют. Очень люблю все крошечное, милое, неторопливое. Так сложилось мое рукодельно-творческое «я».
— Все Ваши работы из натуральных материалов теплых природных оттенков. А посещало ли Вас желание создать что-то кардинально противоположное?
— Сложно противостоять зову «творческого сердца». Мысли безусловно посещали, но как такового сильного желания не появлялось. Где-то в глубине души я нежно и трепетно ценю минимализм, простоту, графичность. Знаете, когда одна бусинка на цепочке, и этим все сказано-доказано. Но все же эта история не моя. Я должна, я просто обязана сшить, сплести маленький напев из бусин и лент. Теплое, природное, приглушенное — это мое родное, любимое. Мне нужно, чтобы украшение, улетая из-под пальцев, не кричало, не доказывало, а тихонько нашептывало и напевало.
— А были ли у Вас ситуации, когда Вы сталкивались с настоящим плагиатом? Как Вы относитесь к подражателям?
— Вы знаете, еще год назад я бы написала целое сочинение в ответ на этот вопрос. Когда-то до боли знакомые силуэты, приемы, и даже описания работ меня задевали, обижали, расстраивали. Пару раз я даже пыталась взывать к справедливости. Сейчас же ответ складывается довольно короткий — «Никак не отношусь». Люблю и благодарю всех тех, кто вдохновляется моими работами и творит с чистым сердцем, сохраняя индивидуальность, оттачивая свое «я». Как часто говорит моя подруга — «Всем добра!»
— Учитель и модельер — это идеальное сочетание для проведения мастер-классов и обучающих занятий. Расскажите о Вашем опыте на этом поприще.
— Есть выражение «сон в руку», а тут получился прям-таки «вопрос в руку». Думаю об этом. Пока что мой опыт — это мастер-классы с детьми. Валяние, вышивка, бусики-браслеты, коллажи и аппликации. Серьезно преподаванием я не занималась никогда, сейчас спрашиваю себя — а почему? Может быть, пока еще просто не успела. Ведь диплом учителя я получила всего пару лет назад. Но я размышляю о мастер-классах. Рисую в голове наметки. Сперва хочу создать фото или видео мастер-класс, нужно «войти в тему», понять кому и насколько это интересно. Если все получится, шагну дальше, и, быть может, поеду из Нижнего Новгорода давать мастер-класс в Москву, когда подрастет дочка. Я себе об этом немного рисую мечты, такой небольшой мысленный фильм — светлая студия, россыпи жемчуга в фарфоровых блюдечках, все сидят, неспешно вышивая. Правда, я интроверт. Очень интроверт. Поэтому, представляя мысленно свой первый «взрослый» реальный мастер-класс, я мгновенно отбираю у всех фарфоровые блюдечки с жемчугом и тут же залезаю назад в домик, в нору, в «улитку». Говорю «не-не-не, это не мое, страшно, а вдруг то, а вдруг не то»… Но я обязательно себя перестрою. Переделаю. Вот, я произнесла все вслух в интервью, теперь дороги назад не будет!
Много лет я копила, собирала, оттачивала. Пора делиться. Это очень важно, ценно — продолжить умение, передать и подарить ремесло другим рукам. Поэтому, опуская смех над собой — мастер-классы обязательно будут, когда внутри вырастет смелость. И когда вырастет мой малыш.
— Примите наши поздравления, Вы совсем недавно стали мамой. Расскажите, насколько на данном этапе получается совмещать материнство с творчеством?
— Спасибо! Первые три месяца я прекрасно все совмещала! Правда, только мысленно и в мечтах, проводя двадцать четыре часа в сутки в кровати с неспящим малышом :)
Если откровенно — конечно было очень сложно. Я не успевала ничего — постоянно суетилась, переживала, хваталась то за одно, то за другое… А в итоге лишь сильнее уставала. Сейчас я до сих пор в поиске баланса, но постепенно выработалась рукодельная мини-система и стало гораздо легче. По всем углам, где мы обитаем с Полей, расставлены мои корзинки с рукоделием. В одной — все необходимое для вязания цветов и бутонов, в другой — для вышивки, в третьей — ленты для отделки и ткани для розочек. В течение дня я рукодельничаю «кусочками» по 15–20 минут, когда малыш самодостаточен и доволен в компании игрушек. Вечером укладываю дочку баиньки и еще час–полтора посвящаю уединенному творчеству. Кажется, что это какие-то крохи, но к выходным у меня накапливается целая корзинка заготовок, которые можно неспешно собрать воедино. Выходные Полина проводит в компании папы, а мама творит в свое удовольствие, не забывая сварить суп.
А вообще дочь делает меня очень собранной и организованной. Кажется, что за один час ее сна я стала успевать переделать столько же дел, сколько раньше за целый день.
— На какие занятия, помимо творчества, Вам не жалко потратить свободную минутку?
— Я очень люблю печь какие-нибудь незамысловатые печеньки и кексики. Времени конечно мало, но этот цейтнот не должен лишать дом уюта и теплого запаха блинов, оладушек, шарлотки… Когда дома вкусно пахнет — все встает на свои места. Пусть пятнадцать минут, пусть даже лишь пять, но это так ценно — посидеть рядышком, пожевать теплые блины и посмеяться. За эти пять минут можно зарядиться добром и любовью на целую неделю вперед.
Ну и, конечно же, я люблю «вить гнездышко». Постоянно мастерю-изобретаю-переделываю новые полочки, горшочки, корзиночки, букетики… Муж мне часто помогает, красит-лачит-шкурит плоды моих фантазий. А я очень жалею, что уже некуда ставить очередные экспонаты.
— Вы принципиально не носите мех, а бывало ли такое, что его просили добавить в Ваши работы?
— Нет, пока таких пожеланий не было. Я думаю, что большая часть моих покупателей разделяют мой вкус и стиль. Разделяют и уважают эмоции, чувства, которые я вкладываю в работы. И хотят, чтобы я оставалась самой собой. Сохранить единство внутреннего мира и украшений, которые этот мир рождает — важно и ценно. Поэтому сейчас я ничего не добавляю в работы и не переделываю их. Не потому, что они, на мой взгляд, идеальны или я считаю свое мнение приоритетнее мнения заказчика. Просто должен сохраняться миг, секунда, этот уязвимый и мимолетный ветерок вдохновения.
— Наверняка, Ваша мастерская полна всевозможными материалами. Насколько серьезно Вы подходите к их выбору?
— Хорошие качественные материалы — это половина успеха, поэтому времени на подборку я не жалею, к каждой бусинке предъявляю серьезные требования. Никаких «сгодится» и «пригодится», все только самое вкусное и красивое. В своих запасах я стараюсь поддерживать постоянное разнообразие, чтобы была возможность сравнивать, выбирать, менять. Это очень обогащает творческий процесс. Позволяет все продумать до мельчайших деталей. Благо и счастье, что сегмент материалов, с которыми я работаю, очень богатый, и порой творческий «мистер покупатель» внутри меня не может угомониться.
Для всех рукодельных «необходимостей» у меня собрался небольшой уголок, полтора метра счастья и уединения. Он крошечный, но очень функциональный, уютно-удобный. Мой второй дом внутри дома.
— Бывало ли такое, что Вы работали с по-настоящему необычными тканями, например, чем-то старинным, со своей историей?
— Обязательно! У меня есть кусочки старинного бархата и кружев, которые достались от бабушки — она искусная рукодельница, настоящий ювелир в шитье. Иногда я добавляю их в броши, по капельке, очень берегу. И один отрез ярко-красного плюша — он еще от прабабушки, я его холю и лелею, и пока только любуюсь, бережно перекладывая с места на место, сдувая пылинки. Когда-то он лежал у нее в большом черном комоде, она о чем-то мечтала, держа его в руках… Быть может, хотела сшить скатерть, когда-то это было очень модно.
А вообще я очень люблю вещи с историей. Многие из них участвуют в фотосессиях работ — салфетки, кофейники, катушки. Пожалуй, самая любимая — это открытка 1926 года, которую я купила в Петербурге. В изящном почерке на обороте столько одиночества, тоски и грусти от прожитого дня без любимого человека. Долгое время я не обращала внимания на эти строки. А потом случайно прочла и до сих пор невольно ругаю себя за то, что подсмотрела за чужой печалью.
— Сколько времени в среднем у Вас уходит на создание одного украшения? Над каким видом изделий Вам нравится работать больше всего?
— Вы знаете, порой месяц, а иногда — полдня. Каждое украшение само решает, когда ему появиться на свет. Я же в этом процессе больше помогаю, нежели тороплю и настаиваю. Люблю, когда все идет неспешно. Творческий процесс — это особое наслаждение, отдых для души, пусть и в постоянном мысленном напряжении, поэтому я никогда не тороплюсь.
Больше всего мне нравится работать над брошами. Броши заставляют мое сердце трепетать и биться чаще! На мой взгляд, это самое женственное украшение. Меня спросят — а как же бусы, разве не они самое женственное? Безусловно! Но бусы очень откровенны, они заявляют о себе, кричат и волнуют. А брошь — это всегда загадка. Она тихонько шепчет, намекает, никогда не произносит ничего открыто. Вы держите в руках брошь и всегда додумываете историю сами…
— «Черника в меду», «Спелее вишни», «Пряная горчица», «Снежный ранет» — многие Ваши работы называются очень аппетитно. Как вообще рождаются эти имена? Бывало ли такое, что сначала придумывается название, а уже затем под него подбирается сочетание цветов?
— Я очень люблю романтично-певучие сочетания слов. Поэтому создание названия — тоже особое творчество. Иногда название приходит мгновенно, и даже раньше готовой работы. А порой я держу в руках готовую брошь, бусы, браслет и фантазирую — о чем эта брошь со мной хочет поговорить, о чем она напоминает, какую струнку внутри каждого может задеть.
— Ваши работы начинаются с эскиза или рождаются сразу в материалах?
— Наверное, 50 на 50. Иногда с эскиза-образа, но этот эскиз всегда создается в голове, как вспышка. Ах! Увидел куст сирени, идешь и не можешь забыть, начинаешь мысленно перебирать запасы бусин в шкафу, ткани, кружева… Перебираешь, перебираешь, и потихоньку мысленно сплетаешь их воедино. Придя домой, бегом за иголку с ниткой, и воплощаешь идею в реальность. Но чаще всего я ничего не планирую и не продумываю. Просто душа просит чего-то жасминового, я сажусь за стол, достаю все-все-все, что напоминает мне о весне и нежности, и творю.
— У Вас огромное количество постоянных покупателей. А приводили ли Ваши творческие контакты к продолжительному общению или даже дружбе?
— Я очень часто встречаю среди покупателей «родную душу». Казалось бы, интернет — читаешь письма, сидя перед монитором, но вдруг загорается какая-то искра, даже по проводам и на расстоянии. Словно встретились глазами в толпе и улыбнулись. И, конечно же, мы общаемся, долго и интересно. О своем девичьем, о жизни, о том, что горит внутри. Очень ценю эти моменты.
— Вы заядлый киноман, а какой фильм Вы пересматриваете чаще всего?
— Какой сложный вопрос! Многие фильмы пересматриваю с огромным удовольствием. Все зависит от того, чего в эту минуту душа просит. Любимых фильмов — десятки, как же выбрать… Давайте так, вот в эту минуту, здесь и сейчас, если бы у меня было несколько часов свободного времени, несомненно, пересмотрела бы фильм «Баария». Раз в шестой или восьмой, уже не помню. А вслед за ним — «Милая Фрэнсис».
— Нам кажется, что Ваше любимое время года — это осень. Мы угадали?
— Тут у меня небольшое раздвоение личности :) Несомненно, осень — любимица, это просто кладезь вдохновения! Приходит сентябрь, и сердце окутывается каким-то волшебным очарованием, хочется бросить все на свете и творить-творить-творить! Осенние краски — самые чарующие, самые уютные, самые-самые…
Но если быть отвлеченными от творчества, я люблю все времена года. Люблю зиму с новогодними каникулами и морозным утром, наполненным ароматом теплого кекса. Люблю опьяняющую весну с ее дождливым жасмином и долгими прогулками. Люблю обжигающие июльские полдни в отпуске на море и прохладные летние вечера с соловьиными песнями. У нас здесь столько соловьев, даже спать не хочется. Все слушать бы и слушать…
— В Вашей жизни стабильность значит очень многое. А как Вы видите себя через несколько десятилетий?
— Очень хочется хотя бы через пару десятилетий наконец научиться быть нестабильной :) Вижу себя улыбающейся. Улыбающейся супругу, дочери, любимому делу. Все остальное приложится!
— Когда-нибудь Вы ощущали себя девушкой из другой эпохи? В каком времени и где Вы бы хотели родиться или просто побывать?
— Вы знаете, ощущала, но в юношестве, будучи большим романтиком и мечтателем. Мне все грезились последние десятилетия XIX века… Сейчас я утверждаюсь в мысли «где родился, там и пригодился». Поэтому хотела бы родиться в России, в 1987 году :) Но не скрою — есть несбыточная мечта родиться в Петербурге. Я бы очень хотела быть культурно и эстетически избалованной этим городом.
— И наш полюбившийся многим вопрос: что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Безусловно, это классическая компания друзей — целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, терпение. Если добавить пару нюансов — нужно быть хорошим критиком. Себе, своим мыслям, своим работам, используемым материалам, обстановке, в которой течет работа. Нужно почаще говорить себе «нет», «недостаточно хорошо», «попробуй еще раз». На пару секунд похвалить, сказать себе «Идеально!», а потом приправить — «Но в следующий раз можно сделать еще лучше здесь, здесь и вот здесь». Работа должна быть красивой с любого угла, с любого ракурса, включая изнанку. И даже особенно изнанку. Каждое сомнение нужно отрезать ножницами и пришить еще раз, в пятый, в шестой, пусть в десятый, но уже точный и правильный. Никогда не говорить себе «Да ладно, здесь незаметно». Заметно!
Быть щедрым на покупку новых материалов. Можно не купить что-то себе, но купить своей музе. Быть благодарным за новый день и максимально занимать его творчеством. Любить жизнь, любить жить и стараться рассказать об этом в своих работах.
Магазин Софии Волковой >>
Источник:http://www.livemaster.ru/topic/1953023-vdohnovlyayuschaya-osen-intervyu-s-sofiej-volkovoj
Рубрики: | Бижутерия/Текстильные украшения |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |