Цитата сообщения Оксана_Лютова
Чтобы помнили. Терентьева Нонна Николаевна
15 февраля 1942 года – 8 марта 1996 года
Актриса театра и кино
Нонна Терентьева родилась 15 февраля 1942 года в Баку в семье Антонины и Николая Новосядловых. Отец выбрал для нее имя Нонна, потому что ему понравились инициалы Н.Н.Н. (Нонна Николаевна Новосядлова).
Мать Нонны играла в Бакинском театре и была единственной русской актрисой, игравшей на азербайджанском языке. Отец был военным. После войны главу семьи направили служить в Румынию. Там Нонна пошла в школу. Через некоторое время семья переехала в Киев. Любимым занятием Нонны были кукольные представления, в которых она одна пела и говорила за всех кукол. Она так же любила балет и занималась в хореографической студии.
После окончания школы Нонна поступила в Театральный институт им.Карпенко-Карого, но вскоре ушла из него и поступила в московское театральное училище имени Щукина без экзаменов. Курс был знаменитым: Галина Яцкина, Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Владимир Долинский, Наталья Селезнева, Татьяна Егорова, Евгений Стеблов. На втором году обучения студентов выпустили на сцену Вахтанговского театра, где они изображали рабынь в массовке спектакля «Принцесса Турандот».
В 1963 году Нонна Новосядлова впервые снялась в кино. Режиссеры Усков и Краснопольский пригласили ее на главную роль Лены в фильм «Самый медленный поезд». Это была одна из самых удачных экранизаций прозы Юрия Нагибина. В 1966 году, когда Нона училась на последнем курсе, ее пригласили в фильм Иосифа Хейфица «В городе С.» по рассказу А.Чехова «Ионыч». Параллельно ее утвердили на роль в картине «Женя, Женечка и Катюша», но актриса предпочла Хефица.
Нонна очень любила Чехова и уже снялась в короткометражном фильме по его рассказу «Шуточка». Её трогательная и наивная героиня летела с горки со своим кавалером (его играл Никита Михалков) и никак не могла понять послышалась ли ей фраза «Я люблю Вас, Наденька!» или она была на самом деле.
В начале фильма «В городе С.» - Екатерина Ивановна (или как звали ее в семье Котик) – обворожительна и легкомысленна, высокомерна, а порой и жестока. В финале же фильма она вызывает глубокое сочувствие. В фильме снимались такие мэтры как Игорь Горбачев, Лидия Штыкан и Анатолий Папанов. Но рядом с ними Нонна не выглядела неопытной и робкой.
В 1966 году в программе Каннского фестиваля был заявлен фильм «В городе С.» Так Нонна в первый раз попала за рубеж. Красота и естественность актрисы покоряли публику и критиков, ее наперебой приглашали на светские рауты. На приеме, посвященном фильму «В городе С.» она познакомилась со звездной парой - Симоной Синьоре и Ивом Монтаном. После просмотра фильма Симона сказала: «Ели бы Ваш фильм был в конкурсе, Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».
Терентьева старалась быть очень избирательной - работала только с теми режиссёрами, кому доверяла. Но приходилось соглашаться и на второстепенные роли, ведь главная героиня фильмов 1970-х годов, как правило, «комсомолка, спортсменка, отличница», а режиссёры видели Терентьеву лишь в амплуа роковой красавицы. Она была воплощением чувственности в советском кино. Её героини - отчаянные авантюристки - находились в непрерывном поиске новых приключений. В 1966 году она окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина, отработала сезон в Московском Театре имени Станиславского и в 1967 году вернулась в родной Киев, где поступила в труппу Русского драматического театра имени Леси Украинки, где ей часто доставались первые роли.
К тому времени Нонна уже была женой Бориса Терентьева и носила его фамилию. Свадьбу пара сыграла в Киеве, но брак был недолгим. Вскоре после рождения дочери Ксении они развелись. По словам Ксении, ее отец считал, что маму захватил вихрь актерской жизни и дом стал для нее второстепенным, а мама переживала, что он не разделяет ее озабоченность профессией. «Но после развода их отношения, как ни странно, даже улучшились. Когда отец приезжал в Москву, то останавливался только у нас. Кстати, он был единственным, кто заступился за мамину честь после той скандальной статьи» - вспоминала Ксения.
Нона Терентьева всегда пользовалась успехом у мужчин. Из Шукинского училища ей приходилось убегать через черный ход, так как обычно у входа ее поджидали поклонники. Ее поклонником был поэт Игорь Волгин, посвятивший ей немало стихов. Некоторое время они встречались, но, по словам матери Нонны, «не сложилось у них что-то». Вот одно из стихотворений Волгина, посвященных ей:
Идет девчонка по Москве…
(Нонне)
Идет девчонка по Москве,
идет и песню напевает.
И как синицу в рукаве,
в глазах хитриночку скрывает.
Как разноцветные шары,
над ней сияют светофоры.
И молодые маляры
с ней затевают разговоры.
Она следит из-под ресниц
за их кистями в синих каплях.
Она у белых продавщиц
берет мороженое в вафлях.
Она мелькает в проходных,
в зрачках
и в зелени акаций,
как героиня тех цветных,
забытых мной мультипликаций.
И мы, мужчины разных лет -
народ серьезный и бывалый,
мы улыбаемся ей вслед,
чуть-чуть растерянно, пожалуй...
После успеха на Каннском фестивале зарубежные киностудии завалили Терентьеву приглашениями. В течение десяти лет они не переставали надеяться заполучить красивую и талантливую актрису. Но руководители советского кино смотрели не это иначе. Все эти годы они отделывались ответом: «Терентьева занята, у нее много работы». Тем временем работы у Терентьевой было как раз мало. В кино актриса в эти годы снималась редко, к тому же, как правило, в небольших ролях. Лишь однажды ей досталась главная роль – в историко-революционном фильме «Сепсель», но эта картина не имела большого успеха.
В отсутствии киноролей Терентьева отдавала себя театру. В 1967 году фотопортрет Нонны Терентьевой работы Василия Малышева попал на выставку ЮНЕСКО в Париже и занял там первое место. На адреса Театра имени К.Станиславского и «Мосфильма» стали приходить письма. Это были не только объяснения в любви, но и благодарность за то, что ей удалось сломать стереотип русской женщины – с веслом или на худой конец в ватнике.
В том же 1967 году Терентьева перешла в Академический театр русской драмы имени Леси Украинки, на сцене которого выступала до 1971 года. В 1971 году Нонна Терентьева вместе с киевским актером Владимиром Скомаровским переехали в Москву. Нонна играла сначала в Центральном Академическом Театре Советской армии, затем (с 1973 года) в Театре им. Гоголя, а с 1980 до 1992 года в Театре-студии киноактера.
После отъезда Владимира Скомаровского в Америку Нонна долго с ним переписывалась, строила планы, но больше не встретились.
Роль подруги инженера Гарина красотки Зои Монроз (его исполнял Олег Борисов) в фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» принесла Терентьевой огромную популярность. В зарубежной прессе Терентьеву часто называли русской Мерлин Монро, а иногда сравнивали с Гретой Гарбо.
Её фотография попала в издание «STARR AND STRIPES» - газету американских вооружённых сил. Американские лётчики, воевавшие во Вьетнаме, были очарованы красотой актрисы и провозгласили её Первой женщиной мира, «королевой воздуха». Письма от них приходили актрисе пачками, и почти каждый предлагал руку и сердце.
Можно сказать, авиация Америки была у ног русской красавицы. И теперь режиссеры видели ее лишь в ролях роковых красавиц, авантюристок, ищущих приключений. Актриса снялась в ироническом триллере Самсона Самсонова «Бешенное золото», приключенческой картине Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс», трагикомедии Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова» и других фильмах.
В конце 1980-х годов ролей в кино было очень мало, и Нонна часто ездила с концертными программами. Вспоминал телеведущий Сергей Майоров: «Она никогда не интересовалась чужими заработками. Но когда узнавала, что получила не меньше популярного артиста, обязательно благодарила. Она вообще была нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли. И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!».
Она никогда не позволяла себе выходить на сцену в будничном платье. Всегда были роскошные вечерние туалеты, боа, песец. Никто не догадывался, что все наряды шила ей мама. Она могла по-королевски закутаться в страусовое боа, которое осыпалось от старости, или накинуть старого песца и стать богиней.
Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мерлин Монро вместе взятые. А пела она на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд и Дюка Эллингтона. Когда в конце ее выступления объявляли русскую песню «Калинушка». Зал рыдал от восторга. После концертов зрители подходили и задавали один и тот же вопрос: «Ну почему такая актриса не снимется?».
Её московскими друзьями были известные актёры-интеллектуалы. Мужчины не оставляли её без своего внимания, но она отказывалась от предложений.
Последней её работой было либретто рок-оперы. Актриса надеялась увидеть своё детище на сцене, но не нашла заинтересованного продюсера. Тогда он уже была неизлечимо больна, знала, что умирает (у неё был рак груди), но ничего не сказала домашним. Даже в свои последние часы Нонна Терентьева старалась быть привлекательной. Станислав Садальский рассказывал: «Актриса Нонна Терентьева умирала страшно и мучительно. О её смерти так бы никто и не узнал, если бы не актёр Андрей Вертоградов позвонивший ей абсолютно случайно за две недели до смерти. Андрей пытался связаться с Союзом кинематографистов России. Ответ - полное безразличие. Далее - с врачом онкологической больницы, который два года назад сделал ей операцию, и Нонна должна была после этого проверяться каждые три месяца. (Но хороший актёр, он потому и актёр, что верит в чудеса. Вокруг Нонны появились экстрасенсы и шарлатаны, по слухам - обчистившие актрису до нитки.) Когда Вертоградов попытался связаться с этим хирургом, чтобы он помог облегчить страдания, тот дал от ворот поворот. И всё же мир не без добрых людей! От отчаяния Андрей связался с «хосписом» - это американская больница, где помогают умирающим раковым больным. Представительница этой больницы - Нэнси Генуэй - оказала ей помощь. Из института им. Бурденко приходила каждый день русская женщина Татьяна Петровна, которая безвозмездно ставила капельницы, чтобы облегчить ее страдания. Когда до кончины Нонны оставалось несколько дней, к ней пришли Андрей Вертоградов, Ира Шевчук и Женя Жариков. А похоронить помогли благотворительный фонд актёров А.Вертинской, фонд культуры Михалкова и её однокурсники».
Нонна Терентьева умерла 8 марта 1996 года. Сергей Майоров рассказывал: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось, что ей чуть за сорок».
Нонна Терентьева была похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.
Федор Раззаков «Досье на звезд»
Журнал «Караван» №9-2003 год
Фильмография:
1. Самый медленный поезд - 1963 - Лена
2. Бухта Елена - 1963
3. В городе С. - 1966 - Екатерина Ивановна
4. Шуточка - 1966
5. Трое – 1969
6. Дворянское гнездо – 1969
7. Сеспель - 1970
8. Моя жизнь - 1972
9. Озарение - 1973
10. Крах инженера Гарина - 1973 - Зоя Монроз
11. Таланты и поклонники - 1973
12. Бешеное золото - 1976
13. Транссибирский экспресс - 1977
14. Несколько дней из жизни И.И.Обломова - 1979
15. Похождения графа Невзорова - 1982
16. Серебряное ревю - 1982
17. Любимец публики - 1985
18. Соучастие в убийстве - 1985