-ћетки

ЎјЌ≈Ћ№ аппликаци€ бохо стиль браслет своими руками броши брошь брюки видеоуроки выкройка выкройка плать€ выкройка юбки выкройки вышивка бисером вышивка гладью вышивка крестом вышивка лентами в€зана€ одежда в€зана€ юбка в€зание крючком в€зание спицами в€заное платье в€заные игрушки в€заные мотивы в€заный жакет гобелен декор интерьера декор одежды декорирование деним джинсова€ одежда джинсы диета дизайн интерьера дизайнерска€ одежда елочные игрушки жакет журналы журналы мод журналы по в€занию заготовки на зиму игрушки из ткани игрушки ручной работы игрушки своими руками истори€ костюма истори€ моды картон квилт кофейные игрушки кружево кукла куклы куклы ручной работы куклы своими руками лоскутна€ техника лоскутное шитьЄ лоскутное шитье мастер класс мастер-класс мода мокрое вал€ние народна€ кукла народный костюм новогоднее украшение новогодние игрушки новогодние поделки новогодний декор обезь€нки одежда бохо одежда дл€ кукол окраска ткани органайзер пальто папье-маше пасха переделка переделка джинсов переделка одежды переделки платье плать€ полезное полезные советы русский стиль своими руками слав€нский стиль стиль стиль бохо сумка ручной работы сухое вал€ние текстильные игрушки текстильные куклы ткачество украшени€ украшени€ своими руками упаковка своими руками фелтинг филейное в€зание цветы из ткани юбка юбки

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.01.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11663



Ќадежда Ћаманова Ч женщина и модельер с большой буквы

—реда, 31 ћа€ 2017 г. 10:43 + в цитатник

Ќадежда Ћаманова Ч женщина и модельер с большой буквы | ярмарка ћастеров - ручна€ работа, handmade

Ёта публикаци€ €вл€етс€ продолжением двух предыдущих. —егодн€ же речь пойдЄт о нашей соотечественнице, модистке, а затем модельере-конструкторе, Ќадежде Ћамановой.

 ак такое может быть и случаетс€ посто€нно, ума не приложу! Ќо! ¬ огромном мире искусства есть гении, чьи имена на слуху у всех. ћоцарт, „айковский, Ѕетховен в музыке, например; ¬ан √ог, –ембрандт в живописи; конечно же, ѕушкин и Ћермонтов в поэзии; куда же без Ўекспира; ƒостоевский... ћира моды это тоже касаетс€:  око Ўанель, »в —ен-Ћоран, Ёльза —киапарелли, ѕоль ѕуаре... Ќо за дес€тками всемирно известных гениев сто€т люди не менее гениальные, но совершенно безызвестные!  а-ак?! Ќу обидно ведь. ј между прочим, столь попул€рный долгие годы в ≈вропе стиль «la russe» по€вилс€ там именно благодар€ героине этой публикации. Ќо мало кто об этом знает.

» оп€ть же, речь о том, что надо уметь искать.  ак говор€т грибники, «места надо знать».  то не слышал имени Ќадежды Ћамановой, тот может никогда о ней и не узнать. Ќо при этом, стоило мне ввести еЄ им€ в поисковике, как вывалилось огромное количество самой разной информации, вплоть до легенд и различных интерпретаций еЄ биографии. » это поразительно. »нформаци€ есть, доступ к ней открыт, но... ѕользоватьс€, пр€мо сказать, не умеем.

Ќу да ладно. ќ грустном не хочетс€, а хочетс€ о чудесном, изумительном, заставл€ющем глаза широко раскрыватьс€, захватывающем дух! ћне очень-очень хочетс€ поделитьс€ с вами тем, что же за личность была Ќадежда Ћаманова, чем она потр€сла мен€ до глубины души. ј потом и работы еЄ можно будет посмотреть.

∆енщина это была в самом деле неверо€тна€. ƒаже не знаю, с чего и начать, так много всего, на что хочетс€ обратить внимание. Ќу что же, начну, пожалуй, с портрета.

ќй! ј с портретом загвоздка. ѕортретов еЄ, в отличие от жизнеописаний, в интернете почти нет. ≈сть фото совсем юной Ћамановой, но оно совсем не отображает того, о чЄм € хотела бы рассказать

удивительна€ личность

≈сть незаконченный (по причине кончины художника) портрет кисти, вернее, угл€ —ерова, но он совсем невыразительный и даже кажетс€ мне страшноватым. ¬прочем, в его истории уже есть кое-что интересное, на что стоит обратить внимание. ƒело в том, что в то врем€ —еров был в моде, и все богемные дамы мечтали о том, чтоб он запечатлел их в шикарном, роскошном платье от Ћамановой. ј сама же Ћаманова позировала —ерову отнюдь не в роскошном платье, а в самом простом офисном костюме — бела€ блузка и чЄрна€ юбка. Ёто уже о чЄм-то говорит, не правда ли?

истори€ моды

Ќо, кажетс€, нам с вами очень и очень повезло, потому что € только что наткнулась на прекрасную фотографию из архива »рины  алужской. ¬от она!

надежда ламанова

”дивительное лицо! —колько проникновенной глубины! » какой-то нежной, тихой грусти.

“ак какой же была эта женщина? ќ многом, конечно, можно только догадыватьс€. ј многое и доподлинно известно. ќна дожила до 80 лет и при этом до последнего дн€ не выходила из дому без шл€пки и перчаток, которые всегда идеально были подобраны к платью; носила шЄлковые чулки, туфли на шпильках; ухаживала за руками, делала маникюр и пользовалась духами (всЄ это в 80 лет, почему бы и нет?).  стати, еЄ любимыми были французские духи «Coty». —уществует легенда, согласно которой она как-то призналась своей близкой подруге  ате ћухиной, что знает о своей скорой смерти, так как в ее флаконе духов осталось только две капли. ќна верила, что умрет, когда эти духи закончатс€.

модельер

“ак вот, 80 лет! » из них она прожила с мужем во взаимной любви... 51! Ёто не суха€ статистика, это просто с ума сойти, что такое! Ќу не чудо ли?  ажетс€, € таких пар супружеских не знаю. ¬от мы с мужем полгода назад только 20 лет со дн€ свадьбы отпраздновали. ƒетей у них, к сожалению, не было, но Ћаманова стала мамой сначала дл€ своих четверых сестЄр, рано осиротевших, а затем и дл€ многочисленных учениц, называвших еЄ не иначе как «мама Ќад€». ѕоразительно, что она была с ними м€гка, ласкова, в то врем€ как с заказчицами и подмастерь€ми не церемонилась, была сурова и требовательна. ќб этом ходили целые легенды.

«’одить к Ћамановой на примерки — сущее наказание!» јристократки и состо€тельные клиентки были готовы не только заплатить баснословные деньги за нар€д, но и терпеть длительные многочасовые примерки. Ћаманова не обращала внимани€ на жалобы клиенток, не разрешала им вмешиватьс€ в творческий процесс, за что снискала славу диктатора. Ёто никак не уменьшало желание модниц заполучить «то самое платье» от Ћамановой.

ѕодолгу и пристально велика€ кутюрье изучала свою «натуру», прежде чем соглашалась облечь ее в одежды своего покро€. ѕри этом — никакой иглы, никакого наперстка и никакого утюга с тлеющими угл€ми. ћежду губ Ћамановой зажаты несколько булавок, и она, придирчиво осматрива€ фигуру, вдохновенно обволакивала ее тканью, драпиру€ в торжественные складки, и все это закалывала булавками.

— “еперь снимайте, — говорила заказчице. — “олько осторожнее, чтобы булавки не рассыпались… Ёскиз готов!

»ногда ее просили:

— “олько, пожалуйста, сшейте вы сами.

Ќадежда ѕетровна отвечала:

— я вообще не умею шить.

— ?

— ƒа, — продолжала Ћаманова, — € только оформл€ю модель, какой она мне видитс€! Ўить — это не мое дело. ¬едь архитектор, создава€ здание, не станет носить на своем горбу кирпичи, его не заставишь вставл€ть стекла в оконные рамы — дл€ этого существуют подмастерь€…

»нтересно, что она сравнила себ€ с архитектором... ¬едь хороший кутюрье, модельер — он по сути своей архитектор и работает в первую очередь с формой. ј ливанский модельер ƒжордж ’обейка даже получил архитектурное образование, прежде чем зан€тьс€ созданием одежды.

ј вот, кстати, слова о том, что она не умеет шить — это точно неправда. ¬едь начинала она с того, что окончила курсы кройки и шить€ и пошла работать модисткой в ателье мадам ¬ойткевич, где в конце XIX века одевались модницы двух столиц. ≈Є незаур€дный талант не замедлил про€вить себ€ и уже там слава о «модистке, котора€ замучает вас примеркой, но сделает божественное платье» быстро распространилась среди российской аристократии. ћосковские модницы того времени говорили: «Ўить теперь надо только у мадам ¬ойткевич — там есть одна новенька€ закройщица, мадемуазель Ћаманова, котора€ истиранит вас примеркой, но зато платье получитс€, как из ѕарижа».

 ажетс€, вот ведь кака€ — мучила заказчиц, заставл€ла по нескольку часов сто€ть, не двига€сь... Ќо мне кажетс€, в этом кроетс€ ни что иное, как скрупулезность и особа€ тщательность, с которой она подходила к созданию нар€да. ≈Є плать€ были индивидуальны в самом глубоком смысле этого слова.

«…¬с€кий человек, несмотр€ на все недостатки его тела от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным», — писала она и всю жизнь следовала данному кредо.

≈е не смущали сутулость, короткие ноги или длинна€ тали€. Ѕезошибочно оценив не только особенности фигуры, но и личность заказчицы, она создавала наиболее выигрышный именно дл€ нее по фасону и цвету костюм. ћодели Ќадежды Ћамановой украшали каждую женщину, не затмева€ еЄ природную красоту, а подчЄркива€ еЄ и скрыва€ недостатки.

“алант Ћамановой заключалс€ в удивительном чутье и знании человеческого тела. ƒл€ нее не существовало некрасивых фигур.

Ќо что это мы всЄ без иллюстраций да без иллюстраций. ƒавайте посмотрим на визитную карточку нашей героини.

модистка

≈сли первую мастерскую на Ѕольшой ƒмитровке, указанную здесь, Ћаманова организовала на собственные сбережени€ от первых доходов в ателье мадам ¬ойткевич, то следующее ателье — на “верском бульваре — ей помог основать муж. «дание стоит до сих пор, только к нему прибавили ещЄ один этаж.

 онечно, муж помогал Ћамановой не только в этом. ќдним из главных его вкладов в жизнь и творчество великой кутюрье было знакомство с ћосковским ’удожественным “еатром, его актЄрами и богемой в целом. Ќадежда Ћаманова проработала на театр немногим меньше, чем длилс€ еЄ брак — 30 лет. ќ ней говорили: «—мело утверждаю, что то, чем —таниславский был в области режиссуры, то была Ќадежда ѕетровна в области костюма. Ќедаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Ќадежды ѕетровны, работали вместе. —таниславский же называл ее «нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Ўал€пиным в своем роде».

Ќо работа в театре — труд т€жкий и неблагодарный.  онечно, признание было. ќднако кончилось всЄ очень трагично... ¬прочем, до конца нам ещЄ далеко! ј сейчас мы добрались наконец-то до первых фотографий костюмов. ¬от известна€ актриса ќльга  ниппер-„ехова в платье к спектаклю «¬ишнЄвый сад».

ј вот Ќиколай Ѕаталов и ќльга јндровска€ в спектакле «‘игаро».

ѕомимо ћ’“ Ќадежда Ћаманова работала и на отечественный синематограф. ≈Є шедевры по€вл€лись в таких фильмах как: «јлександр Ќевский»;

«∆енитьба ‘игаро»;

«»ван √розный»;

«÷ирк»;

«јэлита».

¬ общем, масштабы работы просто поражают. Ќеудивительно, что она не шила сама.

”же будучи не только владелицей собственного ателье, но и директором преуспевающей школы, Ћаманова продолжает обучатьс€ искусству дизайна одежды. ќна ездит в ѕариж знакомитьс€ с последними модными коллекци€ми признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии.

— завидным упр€мством, так свойственным ее натуре, она зубрит историю национального костюма — и вовсе не считает это зан€тие пустой тратой времени.

Ќе меньшую роль, чем —таниславский, в жизни нашей героини сыграл парижский кутюрье ѕоль ѕуаре. ƒвое модельеров стали не просто друзь€ми — они были единомышленниками, а это огроомна€ редкость. ј разница в возрасте у друзей составила аж 20 лет.  стати, именно благодар€ ѕуаре стиль, созданный Ћамановой и именуемый впоследствии a la russe так широко распространилс€. ¬от что он писал:

«…Ћаманова стала моей дорогой подругой. Ёто она мне открыла очарование ћосквы — этих драгоценных ворот в јзию. ќна и сейчас мне видитс€ на фоне икон  ремл€, куполов собора ¬асили€ Ѕлаженного, прекрасной коллекции современной живописи господина ўукина…».

ќни сроднились не только благодар€ истинному художественному гению, но и за счЄт масштабности мировоззрени€, незаур€дной душевной широты, которые помогли переносить т€готы личной судьбы, сыпавшиес€ как из рога изобили€, хот€ богатством, славой, признанием и успехом эти люди обделены не были.

  слову о т€готах личной судьбы... ћы только мельком коснулись того факта, что не успев окончить гимназию, Ќадежда Ћаманова стала мамой и папой своим четверым младшим сЄстрам.

Ќо в еЄ жизни было множество не менее страшных событий. 1917 год. –еволюци€.  ак поЄтс€ в песенке про скворца у ћакаревича: «ƒрузь€ давно отсвистели, и, улета€, звали с собой. ј завтра гр€нут метели — кому ты будешь нужен зимой? ј он, чудак, не мог пон€ть никак, куда улетать, зачем его куда-то зовут, если здесь его дом, его песни, его родина тут». ќдним словом, все российские кутюрье и модельеры (да и другие представители искусства) быстренько эмигрировали за границу. ¬се, да не все. ќтважна€ Ќадежда Ћаманова с мужем осталась в родной стране. » оба были арестованы с конфискацией имущества. „ерез два с половиной мес€ца Ћаманову выпустили по ходатайству жены ћаксима √орького, котора€ в своЄ врем€ имела честь заказывать плать€ у знаменитой кутюрье. ћужу же повезло гораздо меньше, если можно такими беспечными фразами описать многолетнее заключение с последующим расстрелом.

Ѕеды не поколебали ∆енщину. ќна продолжила работать в театре, и ей даже поступали частные заказы от жЄн комиссаров. ¬ разорЄнной √ражданской и ѕервой ћировой войнами стране шить было не из чего. Ќо, как говоритс€, голь на выдумку хитра.

ќстатки «прежней роскоши» разоренные революцией люди продавали на толкучках, и Ќадежда Ћаманова разыскивала там кусочки кружева, вышитые полотенца и столовое белье, разорванные нитки бус — все это можно было пустить в дело, чтобы обыграть унылые ткани.

»з остатков драпировок, а то и полотенец и оде€л, она умудр€лась шить потр€сающие вечерние туалеты дл€ вахтанговской «ѕринцессы “урандот», обшивала мхатовские спектакли ««ойкина квартира» и «∆енитьба ‘игаро».

Ћаманова начала работать в стиле конструктивизма, экспериментировала с дешевыми и «невыразительными» ткан€ми: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей.

ќна считала, что «даже самый дешевый материал может послужить исходной точкой красивой формы».

≈е вклад в развитие дизайна и портновского искусства в –оссии и —оветском —оюзе был огромный, если не самый значительный. ‘актически, она была единственным советским модельером.

Ќу что, давайте смотреть, что получилось.

ћен€ особенно поразила почему-то така€ мелочь, как... бусы из хлебного м€киша! ќни сопровождали коллекцию, что принимала участие во ¬семирной выставке в ѕариже.  оллекци€ произвела фурор и вз€ла √ран-при за оригинальность и самобытность.

ј вот фото костюмов из этой коллекции. ћодели — любимица ћа€ковского Ћил€ Ѕрик и еЄ сестра — с огромным удовольствием гул€ли в них по ѕарижу. ѕокор€ли. —арафанное радио — лучша€ реклама на свете, не правда ли?

ќчень активную жизнь вела российска€ кутюрье в —оветском —оюзе. ƒело в том, что еЄ очень занимал вопрос: как сделать каждую советскую женщину очаровательной. » вместе со своей подругой ¬ерой ћухиной (разница в возрасте с которой примерно така€ же, как с ѕуаре — удивительно) она создаЄт альбом «»скусство в быту». ¬от вырезки из него.

Ќо мечта не сбылась — в массовое производство эти прекрасные идеи так и не удалось воплотить.

«ј завтра была война...». ¬ 1941 году, когда Ћаманова пришла к театру, он был заколочен и никого не осталось. ќ ней забыли. ¬от она, благодарность за дес€тки лет плодотворной работы. » сердце не выдержало.

Ќо мытарства на этом не кончились. ѕочему-то из-за посто€нных обстрелов захоронение гробом было невозможно. ≈Є кремировали.

я уверена, что така€ кончина была логичным завершением жизни ¬еликой художницы. я имею в виду, что с черной неблагодарностью и злыми €зыками Ќадежда Ћаманова сталкивалась на прот€жении всего жизненного пути. Ќо не хочетс€ кончать на такой мрачной ноте. ¬едь € приберегла самые красивые плать€ напоследок! ¬от цела€ пле€да нар€дов, созданных дл€ императрицы јлександры ‘Єдоровны:

—трогое визитное платье бежевого цвета.

ѕлатье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюл€ на белом атласном чехле.

ѕлатье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны.

ѕлатье вечернее из розового шифона на атласном чехле.

—ама императрица јлександра ‘еодоровна в бальном платье.

ј вот плать€, которые наход€тс€ в Ёрмитаже.

„ем € бы хотела закончить свое повествование?

Ѕыл в советское врем€ такой журналист ћарк ѕоповский. ќп€ть вобщем-то безвестное им€. я узнала о нем, прочитав книгу о св€тителе-хирурге Ћуке ¬ойно-ясенецком. Ёто была лучша€ книга из всех, что мне довелось прочитать в моей жизни. “ак вот. Ётот ћарк ѕоповский был человеком неверо€тно дотошным. „тобы написать свою книгу, он 20 лет собирал информацию по всем уголкам нашей страны. Ќачинал он писать ее, будучи атеистом. ј закончил — глубоко верующим человеком. ѕочему так? »з-за педантизма. Ѕлаженны алчущие и жаждущие правды... ќн так много сил потратил на то, чтобы пон€ть, что же двигало этой личностью, что получил и результат соответствующий. ¬от так Ћука ¬ойно-ясенецкий проповедывал всей своей жизнью. Ќо € оп€ть отвлеклась от своей основной мысли.

я хотела сказать, что ћарк ѕоповский очень рано увлекс€ темой «личность и общество», а когда он дописал свою книгу, то знал уже так много на эту тему, что вынужден был эмигрировать из —оветского —оюза. —вою жизнь он окончил в Ўтатах. ≈го перу так же принадлежит книга об известном генетике-селекционере Ќиколае ¬авилове, умершем в лагере, несправедливо погубленным завистью коллеги.

ћарк ѕоповский в конечном итоге поставил свой вопрос по-другому: «личность и тоталитарное общество». ƒо конца дней его занимал вопрос, как выжить и не сломатьс€ личности в услови€х тотального контрол€ и пресса. “ак вот... € считаю, что образ Ќадежды Ћамановой говорит нам, что человек способен сохранить себ€ даже в самых т€желых жизненных перепети€х, если у него есть, откуда черпать силы. ј Ќадежда Ћаманова черпала силы в любви к своей работе. ќ ней так и писали: она одевала цариц и кресть€нок... Ќе каждому это дано.

»сточник:https://www.livemaster.ru/topic/2405411-nadezhda-lamanova-zhenschina-i-modeler-s-bolshoj-bukvy

–убрики:  ћода и стиль
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку